Апис какой это бог

Древнеегипетский священный бык Апис

В древнем мире поклонение быку фиксируется повсеместно. Не стал исключением и Египет, где был свой священный бык Апис. Здесь он стал самым почитаемым среди всех священных животных.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Как почитали Аписа?

До нашего времени дошло огромное количество изображений Аписа в живописи и скульптуре, чего нельзя сказать о ряде других священных животных. Кроме того, в древности всегда существовал конкретный бык, олицетворяющий этого египетского бога.

Когда животное умирало, жрецы начинали искать ему замену. Новый бык должен был иметь черный окрас. Допускалось наличие нескольких пятен в четко обозначенных местах. Существовало 29 примет для определения священного животного. Например, белое пятно в форме квадрата на лбу, пятно в форме полумесяца на правом боку, жук под языком и пр.

Нового священного быка отводили в Никополь, где откармливали 40 дней. Нахождение нового Аписа праздновалось во всем Египте. Согласно «Истории» Геродота, в главном храме Аписа в Мемфисе содержался не только бык, но и корова, которая произвела его на свет. Движения животного интерпретировали жрецы, предсказывающие будущее.

Считалось, что он не может жить более 25 лет (лунный период в египетском солнечном календаре), если же по прошествии этого времени бык не умирал, его топили в Ниле. В Мемфисе найдено немало каменных саркофагов для мумий быков. Некоторые из них весят по 80 тонн. Апису был посвящен отдельный праздник, который совпадал с ежегодным обновлением воды в Ниле.

С наступлением эпохи эллинизма в Древнем Египте развился культ Сераписа. В нем соединились черты египетского Аписа и антропоморфного греческого божества. Культ Сераписа просуществовал до 4 в. н. э. Последний храм египетского божества был разрушен христианами.

Кто такие бог апоп бастет апис Осирис Исида сет тот гор Анубис маат назавите например бог амон-ра бог солнца

Апоп – дух зла, тьмы и разрушения. Изображался в виде огромного змея. Ему не поклонялись, его боялись, но, возможно, он был единственным богом, который считался всемогущим. Он не нуждался в никакой пище и никогда не мог быть полностью уничтожен, только временно побежден. Апоп возглавлял армию демонов, которые охотились как на живых, так и мертвых. Чтобы победить эту злую силу, жрецы Ра ежегодно проводили ритуал, известный как «изгнание Апопа».

Бастет (Баст) – богиня кошка, а также покровительницей домашнего очага, женских тайн, плодородия и родов. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно женских и детских. Играла роль в загробной жизни в качестве проводника и помощника мертвых. Бастет изображалася как кошка, или как женщина с головой кошки. Довольно часто встречаются изображения Бастет, держащей анк (символизирующий дыхание жизни) или палочку папируса (представляла Нижний Египет).

Апис – одно из самых значимых и высоко ценимых божеств Древнего Египта. Изображался как шагающий бык, обычно с солнечным диском и уреем (священным змеем, символизировал силу царя) между рогами. Первоначально был богом плодородия, затем глашатаем Бога Птаха, а со временем − воплощенным Птахом. Бык Аписа всегда ассоциировался с царем Египта и представлял силу и жизнеспособность правящего монарха.

Осирис – бог мертвых, который когда-то обладал человеческим обликом и жил на земле. После его убийства, стал королем загробного мира и председательствовал на суде Мертвых. Обычно изображался как мумифицированный король с изогнутой бородой, короной, кистенем и жезлом. Его кожа, как правило, зеленого или черного цвета, чтобы подчеркнуть тот факт, что он мертв. Осирис олицетворял веру египтян в возрождение и их чувство, что порядок и справедливость сохраняются за и в загробном мире. Осирис также был богом сельского хозяйства. Каждую жатву, Осириса символически убивали, и его тело разбивалось на полу молотилки, но после затопления жизнь возвращалась на землю, и урожай снова рос.

Исида – покровительницей родов и материнства, матерь фараонов (поскольку её сын Гор был покровителем живого фараона). Образ Исиды и младенца Гора был популярен в египетском искусстве. Считалось, что она помогала умершим в их нелегком путешествии в загробную жизнь. Ее верность убитому мужу и младенцу, ее мужество в противостоянии Сету и ее теплота и сострадание ко всем людям (даже Сету) сделали Исиду одной из самых любимых богинь в Египте. Она часто изображалась богиней в головном уборе, символизирующем трон или с королевским змеем на лбу. В этих двух формах она иногда носила бутон лотоса или символ платана.

Сет – бог бурь, связанных с такими событиями как затмения, грозы и землетрясения. Он также представлял пустыню и олицетворял жестокую сухую жару солнца, когда оно выжигало землю, и был бесплоден, как пустыня. Он считался очень сильным и опасным, но не всегда злым существом. Сет был другом умерших, помогал им подняться на небеса по своей лестнице, и защищал живительные оазисы пустыни. Он изображался черным кабаном, который проглатывал Луну каждый месяц, заслоняя ее свет. Однако чаще всего его изображали как собаку или шакала.

Тот – бог письменности, магии, мудрости и Луны. Священными животными Тота были ибис и павиан, потому, как правило, изображался в виде человека с головой ибиса. Считалось, что он был создан самим собой или родился из семени Гора со лба Сета. Будучи сыном этих двух божеств, олицетворявших порядок и хаос соответственно, он также был богом баланса и равновесия и тесно ассоциировался как с принципом маат (божественного равновесия), так и с самой богиней, олицетворявшей этот принцип (иногда считавшейся его женой).

Гор – бог, изображавшийся с головой сокола, правый глаз которого был солнцем, олицетворяя силу и сущность, а левый глаз был луной, представляя исцеление. Гор – имя бога неба, которое обозначает в первую очередь двух божеств: Гора Старшего (или Гора Великого), последнего родившегося из первых пяти первоначальных богов, и Гора Младшего, сына Осириса и Исиды.

Анубис – один из самых знаковых и чрезвычайно древних божеств, чье имя фигурирует в качестве хранителя и покровителя мертвых. Однако, учитывая тот факт, что Осирис считался королем загробного мира, Анубис был низведен до бога мумификации. Он стал покровителем потерянных душ, в том числе сирот, и покровителем похоронных обрядов. Анубис обычно изображался шакалом (саб) или человеком с головой дикой собаки и острыми ушами, часто носящего красную ленту и владеющего цепом.

Маат – богиня истины, справедливости и гармонии, связана с балансом вещей на земле. Предполагалось, что церемония осуждения умерших была сосредоточена на взвешивании сердца умершего в шкале, сбалансированной Маат. Она изображалась как молодая женщина, держащая скипетр (символ власти) в одной руке и анк (символ вечной жизни) в другой. Иногда она изображалась как женщина со страусовым пером на голове.

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян.

Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

АПИС

Значения в других словарях

  1. апис — орф. апис, -а (лекарство) Орфографический словарь Лопатина
  2. Апис — (Apis), священный бык в Древнем Египте. Его главное святилище располагалось в Саккаре. Археологический словарь
  3. Апис — Священный бык, почитавшийся в Древнем Египте как земное воплощение бога Пта; культ А. восходит к древнейшим скотоводческим верованиям. Впоследствии представления об А. слились с представлениями о боге мёртвых Осирисе. С 7 в. до н.э. умерших… Большая советская энциклопедия
  4. апис — (Егип.), или Хапи-анкх. «Живой усопший» или Озирис, воплотившийся в священного белого Быка. Апис был быко-богом, которого, по достижении двадцати восьми лет, возраста, когда Озирис был убит Тифоном, предавали смерти с большой церемонией. Теософский словарь
  5. апис — Апис м. Священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта, Птаха — покровителя искусств и ремёсел, первоначально почитавшегося как создателя всего сущего (в древнеегипетской мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  6. апис — Миф. священный бык у древних египтян Большой словарь иностранных слов
  7. АПИС — АПИС — в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта. Большой энциклопедический словарь
  8. Апис — орф. Апис, -а (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  9. Апис — (егип. Hapi) — священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (см. это сл.). По рассказу Манефона, культ А. был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 г. до Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. апис — сущ., кол-во синонимов: 5 бог 375 бык 50 лекарство 1413 пта 4 серапис 6 Словарь синонимов русского языка
  11. Апис — • Apis, Ἀπις священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. Словарь классических древностей

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *