Характер в психологии

3. Характер

1. Определение характера.

2. Типология характеров.

3. Формирование характера.

1. Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды.

В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое и т. д.).

При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры.

Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Когда человек проявляет противоположные качества и в деятельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный.

Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование.

В структуре черт характера можно выделить следующие блоки:

1) система отношения к действительности;

2) волевые качества (подробнее рассмотрим в теме «Воля»).

В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на:

1) отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.);

2) отношение к выполняемой деятельности (рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.);

3) отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.).

Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.

Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности.

В отличие от других личностных качеств характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью.

Например, интересы, социальные установки могут меняться в течение всей жизни человека.

Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса, в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.

Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

2. На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.

Исследователи исходили из следующих идей:

1) в процессе онтогенеза происходит довольно раннее становление характера, который затем на протяжении всей жизни остается более или менее устойчивым образованием;

2) структуру характера образует не случайное сочетание личностных качеств, а такое, которое позволяет различать и строить типологию;

3) опираясь на типологию, большинство людей можно отнести к соответствующим группам.

Рассмотрим наиболее известные типологии характеров.

Типология Э. Кречмера. в своей типологии Э. Кречмер исходил из зависимости личностных качеств от строения тела.

Выделялись следующие типы конституций:

1) астенический – это люди с тонкой кожей и узкими плечами, у них плоская грудная клетка, небольшой вес тела, слаборазвитая мускулатура, женщины отличаются малым ростом;

2) атлетический – люди с сильно развитой мускулатурой и скелетом, чаще всего среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой, плотной, высокой головой;

3) пикнический – это люди, склонные к полноте, их мышцы слаборазвиты, шея короткая, рост средний.

Э. Кречмер сопоставил тип конституции с возможностью развития определенных психических заболеваний, так пикники склонны к развитию маниакально-депрессивного психоза, астеники и атлетики – к шизофрении.

Исходя из этого, выделяются такие типы характеров:

1) шизотимик – человек с тонко развитыми чувствами, аристократичный, склонный к отвлеченным размышлениям, холодный, отчужденный, властный и эгоистичный;

2) циклотимик – человек веселый и болтливый, с присущим легким отношением к жизни, задушевный, энергичный, склонный к юмору.

Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию. Рассмотрим ее подробнее:

1) гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики.

Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее. Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам.

Часто провоцируют конфликты. Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен. Легко раздражается;

2) дистимный тип – немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм.

Часто ведет замкнутый образ жизни, домосед.

Низкая конфликтность, серьезен, объективен и добросовестен;

3) циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;

4) возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи.

Часто бывает занудлив и угрюм; с ним трудно ужиться, так как нередко устраивает скандалы.

Если все складывается успешно, то это добросовестный, аккуратный человек, любящий маленьких детей и животных.

В неблагоприятных ситуациях раздражителен, вспыльчив, плохо контролирует свое поведение;

5) застревающий тип – общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;

6) педантичный тип – бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;

7) тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;

8) эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;

9) демонстративный тип – легко устанавливает контакты с окружающими.

Жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;

10) экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм.

Яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;

11) экстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;

12) интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, ригидность, принципиальность.

В отечественной психологии принята классификация акцентуаций характеров у подростков, разработанная А. Е. Личко.

Подробнее о ней поговорим в теме «Психологические особенности подростка».

Знание типа характера позволяет предугадать поведение человека, что делает общение более эффективным.

3. Истоки формирования характера лежат в самом начале жизненного пути человека.

Ведущую роль в этом играют взаимоотношения с окружающими, прежде всего с матерью или с теми, кто непосредственно ухаживает за ребенком.

Сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для становления характера ребенка является возраст от 2–3 до 9-10 лет.

Именно в это время процесс общения со взрослыми и сверстниками идет особенно активно.

Доверие к взрослым со стороны малыша безгранично, поэтому действенно и слово, и поступок, и действие.

Имеет значение и характер взаимоотношений взрослых друг с другом, который они демонстрируют на глазах у ребенка, их отношение к нему.

Впоследствии ребенок, став взрослым, именно такой способ общения начинает использовать в отношении собственных детей.

Характер общения матери с ребенком уже в первые месяцы его жизни влияет на формирование таких черт, как доброта и отзывчивость, общительность или, наоборот, эгоистичность и черствость, безразличие к людям.

Несколько позднее, в раннем и дошкольном возрасте, закладываются свойства характера, характеризующие отношение к деятельности: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и др.

Источником формирования этих качеств являются игры и доступные формы домашнего труда.

Взрослые должны поддерживать и закреплять те проявления, которые хотели бы видеть в структуре черт характера своего ребенка.

Начало поступления в школу способствует оформлению черт характера, связанных с отношениями между людьми.

Расширение круга общения (одноклассники, учителя) способствует этому оформлению.

Если усвоенные в дошкольном возрасте способы взаимодействия находят подкрепление в школьные годы, то чаще всего они устойчиво закрепляются на всю последующую жизнь.

Если же эти способы не поддерживаются, может начаться ломка характера, сопровождающаяся внешними и внутренними противоречиями.

Результат не всегда положителен. Чаще всего происходит частичное изменение черт характера, приводящее к некоторому компромиссу.

В школьные годы активно развиваются волевые качества, а в старших классах закрепляются базовые нравственные черты характера, определяющие мировоззренческую позицию человека.

К окончанию обучения в школе формирование характера можно считать сложившимся, и человек остается, в основном, узнаваемым в любых ситуациях для тех, кто его знал в школьные годы.

Итак, характер начинает формироваться уже с первых месяцев жизни и к концу школьного возраста его становление, как правило, заканчивается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

второе высшее образование «психология»
в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)
Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №5 (9-10)

5.5. Индивидуально-психологические особенности
Индивидуальные отличия — психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей. Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды. Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.
К ним принадлежат:
Темперамент,
Характер,
Способности
ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессов
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.
От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:
кровь (лат. — сангвис) — вырабатывается сердцем;
жёлчь (лат. — холе) — печень;
черная жёлчь (лат. — мелайне холе) — селезенка;
слизь или лимфа (греч. — флегма) — мозг.
От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.
Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.
Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три:
сила — работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность — скорость смены одного процесса другим.
Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД.
5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте.
Типы ВНД и темперамент
Свойства темперамента
О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:
1. Сенситивность, или чувствительность — показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.
2. Реактивность — с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность — с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности — то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность — ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия — интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность.
ХАРАКТЕР
Характер (греч. — печать, чеканка) — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.
Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.
Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента — одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.
От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.
Самое важное, что определяет формирование характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:
1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие — лень, инициативнсоть — консерватизм, ответственность — безответственность и т.д.)
2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность — замкнутость, коллективизм — индивидуализм, тактичность — бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность — некритичность, скромность — высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).
Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.
Физиологическая основа характера
1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.
2. Свойства общего типа ВНД.
Классификации характеров
По определенности
— с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;
— “неопределенный” характер — ни одна черта особенно не выделяется.
По цельности
— цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;
— противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.
По степени развития волевых качеств
— сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);
— слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).
Акцентуации характера
Акцентуации характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим
Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова
1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;

3) социальная дезадаптация: постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.
В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.
Типы акцентуаций
К.Леонгард
1. Гипертимный.
2. “Застревающий”.
3.Аффективно-экзальтированный.
4. Эмотивный.
5. Педантичный.
6. Тревожно-боязливый.
7. Циклотимный.
8. Демонстративный.
9. Возбудимый.
10. Дистимичный.
Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко
1. Гипертимный — подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.
2. Циклоидный — повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный — настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический — повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный — повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический — характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный — существенная черта — замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный — часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты — жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный — главная черта — эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый — повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный — покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо — быть как все.
СПОСОБНОСТИ
Способности — возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения
Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения
Виды способностей

общие — такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные — система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).
Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.
Природную основу способностей составляют задатки.
Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы

Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки — органическая основа способностей и других психических особенностей — темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.
Уровни развития способностей
Одаренность – высокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.
Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.
Гениальность – личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение
>Характер в психологии: определение, свойства, типы

1 Черты характера

Характер в психологии определяется как качественная индивидуальная характеристика, которая сочетает в себе постоянные и устойчивые особенности психики, определяющие поведение человека и отношение его к другим людям. Если обратиться к дословному переводу с греческого языка, характер означает примету, черту. Очень содержательно данную тему преподносит А. Г. Маклаков в учебнике «Общая психология».

Характер личности объединяет совокупность всех ее качеств и свойств, которые в той или иной мере влияют на поведение, деятельность и индивидуальные проявления. Совокупность существенных качеств определяют принципы жизнедеятельности человека, а также особенности реагирования в различных ситуациях. Если кратко, то характер человека формируется, определяется и образуется на протяжении всей жизни.

Типичные способы поведения отдельной личности обуславливаются именно взаимосвязью между характером и самой личностью. Отличительные черты определяются типом нервной системы, а динамика характера условиями окружающей среды. Причем все они имеют закономерную зависимость между собой. Специфические сочетания определяются типом темперамента. Характер в психологии определяется как:

  • совокупность устойчивых мотивов и норм поведения, определяющих поведенческий тип индивида;
  • средство равновесия между внутренним и внешним миром, особенность адаптации личности к воздействию из вне;
  • ярко выраженная особенность типичного поведения каждого отдельно взятого человека.

Черта характера представляет собой стабильный и неизменный стереотип поведения. Согласно направленности развития личности можно выделить индивидуальные, то есть ведущие индивидуальные черты и общие, второстепенные. Ведущие отражают суть характера отдельно взятой личности, и это будет его точное определение. Стоит отметить, что в различных ситуациях человек может проявлять черты, вовсе ему не свойственные. Особенно это касается экстремальных условий.

В системе межличностных отношений ученые выявили четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • черты, характеризующие взаимоотношения индивида с окружающими людьми, обществом, коллективом (чуткость, отзывчивость, общительность, уважительность и противоположные им — грубость, презрение, замкнутость, черствость, эгоизм);
  • черты, характеризующие то, как относится человек в деятельности, труду (трудолюбие, инициативность, настойчивость, усердие, добросовестность и противоположные — лень, пассивность, безответственность);
  • черты, определяющие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства и противоположные — самомнение, завышенная самооценка, тщеславие, заносчивость, обидчивость, наглость);
  • особенности отношения к окружающим вещам (бережливость — небрежность, аккуратность — неряшливость).

Главной группой признаны черты, определяющие отношение к другим людям. Ведь согласно психологической теории, именно в обществе формируются все важные качества личности. Важно, что без оценки поведения окружающими особенность характера не может быть понята.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *