Иерархия в католической церкви

Иерархия Католической Церкви — Hierarchy of the Catholic Church

Часть серии на

Иерархия
Католической Церкви

Церковные названия ( порядок старшинства )

  • папа
  • кардинальный
    • кардинал викарий
  • Модератор курии
  • Капеллан Его Святейшества
  • Папский легат
  • Папский мажордом
  • Апостольский нунций
  • Апостольский Делегат
  • Апостольская синдик
  • Апостольский посетителя
  • викарий Апостольской
  • Апостольский Экзарх
  • Апостольский префект
  • Помощник в Папском Престоле
  • глава епархии
  • митрополит
  • Патриарх
  • епископ
    • Архиепископ
    • епископ почётный
    • Епархиальный архиерей
    • Архиепископа
    • примат
    • викарный епископ
    • титулярный епископ
    • коадъютор
    • Вспомогательный епископ
  • Территориальное прелат
  • Территориальное настоятель

Богослужебные названия

названия организации

  • католицизм портал

Часть серии на

католическая церковь

обзор

Другие темы

католицизм портал

Иерархия католической церкви состоит из ее епископов , священников и диаконов . В экклезиологическом смысле этого термина, «иерархия» строго означает «священный порядок» Церковь, Тела Христова, так уважать разнообразие даров и служений , необходимых для подлинного единства. (1 Кор 12)

В каноническом и общем пользовании, это относится к тем , кто осуществляет власть в христианской церкви. В католической церкви , власть опирается , главным образом , с епископами, в то время как священники и диаконы служат их помощников, сотрудников или помощников. Соответственно, «иерархия католической церкви» также используется для обозначения одних только епископов.

По состоянию на 30 декабря 2014 года католическая церковь состояла из 2998 епархий или эквивалентных юрисдикций, каждая под контролем епископа. Епархии разделены на отдельные общины называемых приходы , каждый укомплектован одним или несколькими священниками, диаконами, или лежали церковные министры . Как правило, забота о приходе поручается священнику, хотя есть исключения. Примерно 22% все приходы не имеет резидентный пастор, и 3,485 приходов во всем мире возложены на диакон или заложить церковный министр.

Все духовенство, включая диакон, священник и епископ, может проповедовать , учить, крестить , свидетель браков , и проведение похорон литургий . Только священники и епископы могут отмечать таинство Евхаристии (хотя другие могут быть служители Святого Причастия ), Покаяние (Примирение, исповедь), подтверждение (священники могут администрировать это таинство предварительного церковного утверждения), и Помазание больных . Только епископы могут управлять таинство Священства , которыми люди рукоположен в епископы, священники и дьяконы.

Иерархия Католической церкви.

Иерархия Католиче­ской церкви восходит к апостольским временам древней церк­ви. Можно выделить три ступени священства: епископы, свя­щенники и диаконы. Вступление в церковную иерархию про­исходит в результате таинства священства. Однако особая роль в управлении принадлежит епископу Рима, Папе Римскому. Официальный титул Папы таков: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, первосвященник (или верховный понтифик) Вселенской церкви, примас Ита­лии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Главным в его служении являет­ся проповедь слова Божьего. Папа обращается к верующим во время воскресных богослужений, зарубежных поездок, и каж­дую среду — к паломникам, пребывающим в Рим.

В 1978 г. понтификом был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Он внес значи­тельный вклад в укрепление мира и расширение диалога меж­ду религиями и цивилизациями. После смерти Иоанна Павла II в 2005 г. на пост главы католической был избран немецкий кар­динал Йозеф Ратцингер, взявший имя Бенедикт XVI.

Католическая церковь состоит из поместных церквей, пред­ставляющих собой епархии, границы которых, как правило, совпадают с границами стран или административных единиц внутри государств. Несколько епархий составляют митропо­лию (церковную провинцию), во главе ее стоит епископ, имеющий ранг митрополита. Также существует конференция епи­скопов, которая уполномочена решать многие вопросы, касаю­щиеся католической церкви в данной стране. Основу помест­ной церкви составляет приход, о котором заботится священник приходской настоятель, который подчиняется епископу. Чаще всего приход собирает верующих одной местности. Диаконы помогают епископам и священникам, их деятельность особен­но важна там, где не хватает священников. Члены церковной иерархии составляют клир (духовенство), простые же верую­щие называются мирянами.

Большинство католиков принадлежат к латинскому обря­ду. Кроме того, в католическую церковь входят восточные католические церкви, имеющие статус sui iuris (самоуправления).

Церковные степени и должности в Римско-католической церкви

Субтитры

Период между X и серединой XV века был временем постепенного сужения границ Восточно-Римской империи и падения политического значения Византийского Василевса. Для христианской церкви на Востоке это было время тяжелых испытаний, вызванных как крестовыми походами, так и завоеваниями турок-сельджуков. При этом часть христианского населения проживала на землях, завоеванных арабами. Первая половина второго тысячеления для Византии была ознаменована целым рядом ренессансов в литературе, науке и изобразительном исскустве. И церковь, несмотря на стесненные внешние обстоятельства, продолжала жить напряженной литургической, богословской, аскетической и мистической жизнью. Одним из главных духовных центров Византии в то время был Афон. Афонский полуостров на севере Греции был густо заселен монахами. Там подвизалось около 3000 иноков разных национальностей. Характерной особенностью Афона на протяжении более тысячи лет вплоть до настоящего времени является то, что он представляет собой конфедерацию мужских монастырей, объединенных одним уставом. Доступ на Афон женщинам строго запрещен. Такой порядок начал складываться на Афоне уже при святом Афанасии Афонском, основателе великой Лавры, носящей его имя. Характерной особенностью монастырей Афона был и остается их интернациональный характер. С X века грузины получили в удел Иверский монастырь, а с XII века русские владели Пантелеимоновым монастырем, болгары – монастырем Зограф, а сербы – монастырем Хиландар. В XIII веке Афон оказался в эпицентре монашеского движения, получившего в науке название «исихазма». Одним из главных аспектов этого движения стала защита многовековой монашеской практики молитвы Иисусовой. Монахи Афонской горы, следуя завету апостола Павла «непрестанно молитесь», разработали практику непрерывного произнесения краткой молитвенной формулы «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эту молитву монахи совершали в течение всего дня, в том числе и тогда, когда руки их были заняты работой. На Афоне, кроме того, употреблялись некоторые особые приемы, которые помогали монахам сосредотачиваться на содержании молитвы. Суть этих приемов описана в трактате под названием «Метод священного внимания и молитвы». «Сев в безмолвной келье и наедине в каком-либо одном углу… затвори дверь ума и вознеси ум твой от всего суетного… затем, упершись подбородком в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину живота то есть пупок, удерживай дыхание, чтобы не дышать часто, а внутри найди место сердца… И сначала ты найдешь там мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно трудясь в молитве день и ночь, ты обретешь – о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он увидит… посреди сердца воздух, а себя самого увидит озаренным божественным светом». В XIV веке в Византии возникли споры вокруг этого метода молитвы, а также вокруг учения исихастов в целом. Главными действующими лицами в спорах были афонский монах Григорий Палама, впоследствии ставший архиепископом Фессалоникийским, и монах Варлаам Калабриец. Варлаам высмеивал опыт афонских монахов, презрительно называя их «пуподушниками», как, если бы они считали, что душа человека находится у него в пупке. Он высмеивал тот опыт созерцания божественного света, который на протяжении веков был характерен для монахов-исихастов. В ответ Григорий написал три трактата «В защиту священно-безмолствующих». Он настаивал, что молитва — это не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание. По учению Паламы душа пользуется телом как орудием, а телесным органом, в котором локализован ум человека является сердце. Если ум во время молитвы будет находиться вне тела, как рекомендовали противники исихазма, то он никогда не сможет достичь внимания и сосредоточения, но всегда будет пребывать в рассеянности. В сердце же ум сходит благодаря дыханию и вместе с дыханием. Другой пункт, по которому Палама решильно выступает против Варлаама, — это вопрос о богопознании. Варлаам утверждал, что Бог всецело непостижим, но Григорий дал богословское обоснование понимания Бога как одновременно непостижимого и постижимого. Одним из путей объяснения такого пародокса в восточно-христианской традиции служило понятие о действиях или энергиях Божиих, отличных от сущности Божией. «Если сущность незрима, энергии могут быть видимы; если сущность неименуема, энергии могут быть именуемы; если сущность Божия непостижима, то энергии могут быть постигаемы разумом». С именем святого Григория связаны интересные страницы в истории отношений христианства с мусульманством. Около года Палама провел в турецком плену, где он имел возможность беседовать с высшими лицами турецкого государства. Помимо богословских тем они спорили и о ходе мировой истории. Магометане видели благословение Божие в своем военном превосходстве над греками. Однако, по мнению Григория, критерием истинности религии не может быть военное превосходство, и религия не должна навязываться силой. В том что христианство является религией свободы Палама видит ее превосходство над мусульманством что он и разъяснил своим оппонентам в ходе одного из диспутов. «Пусть Магомет, отправившись с Востока, прошел победителем до Запада, но побеждал он войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр… А учение Христа, хотя и отвергающее почти все удовольствия жизни, охватило все пределы вселенной и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием». Между тем границы Византийской империи продолжали сужаться и полчища турок все ближе подходили к сердцу Византии Константинополю. В надежде спасти Великую Империю от неминуемой гибели император Иоанн Палеолог отправился на Запад, где заключил унию с Римом. Об этом мы подробно говорили в предыдущем фильме. Общее настроение греков накануне падения Византии было выражено в словах византийского флотоводца Луки Натароса: «Я предпочитаю увидеть царствующую в городе турецкую чалму, чем латинскую тиару». Через 14 лет после заключения флорентийской унии и через три года после ее осуждения на константинопольском соборе столица византийской империи оказалась в руках турок, а Лука Натарос был по приказу султана обезглавлен вместе со своим 14-летним сыном. Греки подписали унию во Флоренции в надежде на то, что латиняне окажут им военную помощь. Однако помощь ограничилась присылкой трех генуэзских галер с несколькими сотнями добровольцев, которые впрочем мужественно сражались бок о бок с греками. Кроме того, в Константинополь был прислан кардинал митрополит Исидор, тот самый, который от имени Русской Церкви подписал унию, а затем был с позором изгнан из Москвы Ему император разрешил служить в соборе Святой Софии. Когда в апреле 1453 года турки начали осаду Константинополя с суши и с моря, их войско превосходило по численности византийскую армию в 20 раз. Тем не менее осада города продолжалась 7 недель. В ночь с 28 на 29 мая в храме Святой Софии было совершено последнее христианское богослужение, а вечером 29 мая город был взят турками. Последний Византийский император Константин XI Палеолог погиб при обороне города. Храм Святой Софии был превращен в мечеть. Взятие Константинополя сопровождалось трехдневным грабежом, в ходе которого турки с разрешения султана убивали и грабили всех, кого хотели. По приказу султана были казнены некоторые оставшиеся в живых представители византийской знати и духовенства, в том числе кардинал Исидор. Многие церкви были разграблены и осквернены. На Константинопольский Патриарший престол по инициативе Магомета II был избран ученый монах Геннадий Схоларий решительный противник унии. Ему Магомет II по подобию византийских императоров лично вручил патриарший жезл. Геннадий стал главой миллета – греческой общины, наделенной правами самоуправляемого этнического меньшинства. Султан снабдил патриарха грамотой — фирманом, наделяевшей его правами духовного и светского главы греческого населения Османской империи. Влияние константинопольского патриарха среди христианской паствы империи было не только сохранено, но даже упрочено благодаря тому, что патриарх получил от султана не только церковную, но и некое подобие политической власти. В основу религиозно-политического устройства новообразованной империи был положен характерный для исламского мира принцип совмещения духовной и светской власти в одном лице. Турецкий султан, будучи абсолютным монархом и одновременно религиозным лидером империи делегировал часть своих полномочий константинопольскому патриарху, который стал посредником между султаном и христианским населением. Де-факто патриарх вынужден был выполнять функции проводника воли султана, что давало ему определенные привилегии внутри Османской империи, но лишало его какой-либо возможной церковной власти за ее пределами. На несколько последующих столетий судьба Константинопольского Патриархата оказалась неразрывно связанной с судьбой Османской империи. Хотя христиане по воле султана получили определенное место в структуре турецкого общества вскоре стало ясно, что христианство воспринимается как второразрядная религия, а христиане – как граждане второго сорта. Они платили высокие налоги, носили особую одежду, Церкви была запрещена миссионерская деятельность, а обращение мусульманина в христианство рассматривалось как тяжкое преступление. За право вступления в должность патриарх должен был платить султану огромную сумму денег, и, как правило, патриархом мог стать тот из претендентов, кто был способен больше заплатить. Султаны были, таким образом, заинтересованы в том, чтобы как можно чаще менять патриархов. Причиной частой смены патриархов были также внутренние нестроения в Константинопольском Патриархате и борьба за патриарший престол. Кроме того, любое проявление нелояльности по отношению к турецкому режиму жестоко каралось. В результате из 159 константинопольских патриархов, занимавших престол между XV и XX веками: 105 были смещены турками; 27 – вынужденно отреклись от престола; 6 были умерщвлены; и лишь 21 умер своей смертью, находясь на должности. Один и тот же человек мог стать патриархом и быть низложен несколько раз. После захвата Константинополя турки продолжили завоевательные походы, в ходе которых порабощению подвергались исконные православные земли. В 1459 году Магомет II овладел Сербией. Вскоре в составе Порты оказались Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви. Древние Восточные патриархаты в отличие от сербского не были упразднены, однако, фактически они находились в зависимости от константинопольского патриарха, который был единственным главой Православной Церкви на территории Османской империи, признанным государственной властью. С турецким завоеванием связано постепенное ослабление афонских монастырей и угасание на Афоне традиции исихазма. Хотя турецкие султаны покровительствовали Афону, самоуправство мелких чиновников самоуправство мелких чиновников, высокие налоги, которые вынужены были платить монахи, а также пиратские набеги – все это не способствовало процветанию святой горы. Турецкое завоевание в значительной степени парализовало интеллектуальную жизнь греков. Развитие православного богословия остановилось. Главной задачей для церкви было выжить и сохранить свою традицию. Это было необходимо не только ввиду постоянного гнета со стороны мусульман, но и ввиду регулярных попыток латинского Запада склонить Греческую Церковь к подчинению Риму. Что же происходило на Западе после Ферраро-Флорентийского собора и падения Византии? Католическая церковь продолжала жить своей жизнью, все более отдаляясь от Православной. Она переживала период великой схизмы, когда помимо папы в Риме существовал другой папа с резиденцией во французском Авиньоне. Констанский собор 1410 года положил конец этой схизме, объявив авиньонских пап антипапами, и еще более упрочив власть римского понтифика. В XVI веке Запад потрясло движение, инициированное монахом Мартином Лютером, и впоследствии получившее название реформации. Лютер выступил не только против верховной власти папы, но и против целого ряда вероучительных положений Католической церкви. Протестное движение охватило широкие круги верующих, было поддержано германскими курфюстами и распространилось по всей Европе. Ответом Рима на вызов протестантизма стало дальнейшее укрепление папской власти и окончательное придание ей сакрального статуса. В 1870 году на I Ватиканском соборе был принят догмат о непогрешимости папы, когда он излагает учение церкви. Таким образом, авторитет папы был окончательно поставлен выше авторитета собора. Не все католики приняли новый догмат. Часть несогласных с ним епископов отделилась от католической церкви и образовала самостоятельную церковную структуру, получившую название «старокатолической церкви». На протяжении веков римские папы предпринимали разнообразные попытки присоединить православных. Очередная попытка заключить унию была предпринята в конце XVI века в Польско-Литовском княжестве. Правители княжества, будучи католиками латинского обряда способствовали распространению католичества и ущемляли интересы православных, вмешивались во внутреннюю жизнь Православной Церкви, назначали и смещали епископов. Некоторые иерархи, стремясь к большей независимости от светской власти, считали выходом из положения заключение унии с Римом, что позволило бы им безпрепятственно совершать богослужения по восточному обряду. В 1596 году в Бресте состоялся Церковный собор, на котором было принято решение о вступлении в унию с Римом. Противники унии во главе с князем Константином Острожским собрали свой собор, на котором сторонники унии были низложены. 10 октября униатский собор низложил противников унии, обратившись к королю Сигизмунду III с призывом передать их епархии, монастыри и храмы униатам. После этого началось систематическое уничтожение православия на польско-литовских землях. Центрами сопротивления унии в это время стали монашеские и мирянские братства. Одним из главных ревнителей унии в первой четверти XVII века был полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Его трагическая история – одно из многочисленных свидетельств взаимной ненависти православных и униатов. Получив от короля грамоту на подчинение своей власти всех православных монастырей и храмов, Кунцевич стал требовать присоединения к унии от всех священников епархии. Кунцевич не только отнимал храмы у православных, но даже запрещал совершать православные богослужения в частных домах и шалашах, а непокорных священников отлавливал и сажал в тюрьму. 12 ноября 1623 года Кунцевич был зверски убит жителями Витебска. Его труп был изуродован и брошен в Двину. Король ответил на убиение Кунцевича жестокой карой. 19 гражданам были отрублены головы. Около сотни других жителей города, успевших бежать, были приговорены к смерти заочно. Папа Урбан VIII, не зная о том, что казнь уже состоялась, в письме от 10 февраля 1624 года требовал расправы над виновными в убийстве Кунцевича. «Жестокость убийц не должна остаться безнаказанной. Там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови». В 1643 году Папа Урбан VIII причислил Кунцевича к лику блаженных, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых. В мемуарах графа Михаила Толстого есть рассказ о том, как в середине XIX века один католический архиепископ посещал Москву с дипломатической миссией. Митрополит Московский Филарет тщательно подготовился к этому визиту и запер в Успенском cоборе Московского Кремля все раки с мощами святителей, чтобы архиепископ не прикладывался к ним. Впрочем гость и не собирался этого делать. Он вошел в Успенский Собор, молча осмотрел его и вышел. Когда его спросили почему он не поклонился мощам святителей, он ответил: «Не могу же я поклоняться святыням вашей схизматической церкви». Такие настроения существовали в Католической церкви вплоть до середины XX века. Лишь на Втором Ватиканском соборе, инициированным папой Иоанном XXIII, это отношение было пересмотрено. Собор проходил с перерывами с октября 1962 по декабрь 1965 года. В его работе приняли участие 3058 епископов и настоятелей монашеских орденов. На нем также присутствовали миряне, наблюдатели от православных церквей и представители дипломатического корпуса. Собор признал православные церкви спасительными, а совершаемые в них таинства благодатными. Признание таинств, однако, не означало автоматического воссоединения Православной и Католической Церквей. До сих пор печальное разделение, начавшееся в XI веке, сохраняется. В настоящее время Римско-католическая церковь является крупнейшей церковью христианского мира. В 2009 году в мире насчитывалось примерно 1 млрд. 166 млн. католиков. Официальный богословский диалог между Католической и Православной Церквами начался во второй половине 20 века. На его повестке дня многие вопросы, по которым между двумя христианскими конфессиями имеются разногласия, в том числе вопрос о роли и значении римского епископа. В современной Католической церкви присутствует сознание вины за причиненные православным бедствия. Католики официально признали унианальную политику ошибочной. В документе, подписанном совместно православными и католиками отмечалось, что имевшие место в прошлом попытки восстановления единства между Восточной и Западной Церквами при помощи унии, лишь усугубили существующие между ними разделения. В июне 2004 года Папа римский Иоанн Павел II извинился перед Патриархом Константинопольским Варфоломеем за захват Константинополя крестоносцами. Ранее в 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор сняли взаимные анафемы, наложенные в одиннадцатом веке кардиналом Гумбертом и Патриархом Михаилом Керуларием. Оба эти события, также как и осуждение унии, свидетельствуют о желании перевернуть мрачные страницы в истории православно-католических отношений и начать эти отношения с чистого листа.

Титулы

Всегда следует предварительно выяснить имя, титул и форму обращения к тому или иному лицу или лицам, с которыми предстоит встреча.

Существуют различные виды титулов и определенные правила титулования, особого обращения.

Королевские титулы

К королям следует обращаться: Господин (Сэр) или Ваше Величество; к королевам — Госпожа (Мадам) или Ваше Величество.

Принцы – Королевское Высочество.

Титулы знати

В Европе признаны титулы принца, герцога, маркиза, графа, виконта и барона. Их носителям в порядке вежливости всегда оказывают предпочтение. Титулы знати всегда упоминаются при представлении.

Официальные титулы

Во всех странах мира лиц, занимающих видные политические, государственные и военные посты, а также глав дипломатических представительств принято титуловать в соответствии с занимаемым ими положением.

При официальном представлении всегда упоминаются титулы членов правительства, председателей и заместителей председателей палат парламента. В отдельных странах должностные титулы имеют служащие государственного аппарата, включая служащих высшего ранга, эти титулы распространяются также и на их жен. В других странах бывшие министры или председатели палат, а также высокопоставленные должностные лица в отставке сохраняют за собой прежние титулы.

Научные титулы

Во многих странах, особенно в Германии и Англии, титул доктора дается всем имеющим университетское и медицинское образование, кроме обладателей более низких степеней, как, например, магистр гуманитарных наук. Во Франции этот термин относится только к врачам. Во Франции, Англии и Германии профессора университетов титулуются по своему званию (Monsieur le Professor, Professor Jones, Herr Doktor). В Соединенных Штатах при обращении к доктору почётный титул доктора обычно опускается. Однако этот титул упоминается при приветствии: Дорогой доктор Смит.

Обращение Ваше Превосходительство в порядке вежливости используется даже в странах, где употребление титулов не принято, по отношению к высокопоставленным деятелям (церковным, государственным, политическим).

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.

5. Епископы – викарии – одна епархия.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

4. Иеромонахи.

5. Иереи.

Диаконы:

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Римско-Католическая Церковь

Римско-Католическая Церковь является централизованной организаций. Следует хорошо знать ее иерархию, чтобы разобраться в организационной структуре других христианских Церквей, применяющих титулы аналогичного происхождения. Порядок старшинства следующий:

1. легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

2. кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови;

3. представители Ватикана, нунции, интернунции и апостольские делегаты;

4. прочие прелаты, старшинство которых определяется их титулом; патриархи, примасы, архиепископы и епископы. Архиепископы и епископы в своих епархиях имеют старшинство выше всех остальных церковнослужителей равного ранга, кроме дипломатических представителей Ватикана;

5. генеральные викарии и капитулы по старшинству выше всех остальных церковнослужителей, кроме епископов;

6. приходские священники.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

Обращения и титулы

Православная церковь

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице. К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство, к епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость.

К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие, к иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.

Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.

Римско-Католическая Церковь

К Папе следует обращаться Святой Отец или Ваше Святейшество в третьем лице. К кардиналу следует обращаться Преосвященство и Ваша Светлость в третьем лице. К архиепископах и епископам обращаются Превосходительство или Ваша Светлость во втором лице. Прочие представители духовенства именуются по их сану.

Лютеранская Церковь

1. Архиепископ;

2. земельный епископ;

3. епископ;

4. кирхенпрезидент (церковный президент);

5. генеральный суперинтендент;

6. суперинтендент;

7. пропст (благочинный);

8. пастор;

9. викарий (заместитель, помощник пастора).

К Архиепископу (главе Церкви) обращаются Ваше Высокопреосвященство. К остальным – Господин епископ и т.д.

Англиканская Церковь в Великобритании

Она имеет официальный статус государственной Церкви. Сохраняется иерархия Римско-Католической Церкви: архиепископы, епископ, викарный епископ, декан, архидьякон, каноник, пребендарий, благочинный декан, пастор, викарий, курат и дьякон. Архиепископы имеют право, как герцоги, на обращение Его Милость, епископы, как пэры, – Лорд. И те и другие имеют места в палате лордов. Сэр используется при обращении к священнослужителям до ранга пребендария. Остальных представителей церковной иерархии называют Преподобие, которым следует имя и фамилия. Если они являются докторами теологии, добавляется титул Доктор.

В зависимости от религии используются разные формы титулования. Священник Англиканской Церкви именуется Преподобный Джеймс Джонс; католический священник будет называться Преподобный Отец Джонс, без упоминания его имени. В английском протоколе англиканским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места.

В Англии Архиепископы Кентерберийский и Йоркский следуют по старшинству за герцогами, членами королевской семьи, а епископы в соответствии с датой посвящения их в сан следуют за младшими сыновьями маркизов. Старшинство представителей других Церквей не устанавливается.

В Шотландии лорд – верховный комиссар Генеральной ассамблеи Шотландской Церкви на заседаниях последней следует по старшинству за сувереном-королевой или за ее супругом. Председатель (модератор) Генеральной ассамблеи по старшинству следует за лордом-канцлером Великобритании.

В Северной Ирландии Примасы Ирландии и другие архиепископы, как и председатель (модератор) Генеральной ассамблеи Пресвитерианской Церкви в Ирландии, по старшинству выше премьер-министра Северной Ирландии.

Младшие церковные служители протокольного старшинства не имеют.

Духовенство в США

Среди различных церквей, существующих в США, соблюдается иерархия сановных лиц, которая в основном одинакова для всех Церквей. Ясно, что с учетом конкретных условий можно определить порядок старшинства, который должен соблюдаться среди представителей одного и того же сана различных общин. Если обратиться к общепринятым протокольным нормам, то первое место должно быть поделено между сановными лицами Римско-Католической и Англиканской Церквей, к которым принадлежит большинство прихожан. Сановные лица других общин следуют за ними, но твердых правил на этот счет не имеется.

В Соединенных Штатах, где протестантские Церкви многочисленны и большинство населения протестанты, каждая община соблюдает свои обычаи в отношении своих священнослужителей. На официальных мероприятиях с участием католического архиепископа его следует именовать Превосходительство. В менее официальной обстановке его именуют Высокопреосвященство. К англиканскому Епископу следует обращаться Милорд епископ; к епископу Епископальной Церкви в США применяют обращение Преосвященство, к епископам Методистской Церкви – Преподобие; к епископам мормонов – Сэр. Министры Протестантской Церкви и католические священники именуются Преосвященство, а раввины именуются Сэр.

Церкви и общины, ведущие своё начало от кальвинистского движения, обычно имеют территориальное деление. Верховная религиозная власть принадлежит консистории, президент которой выбирается и Французским протоколом считается равным епископу. Обычно он именуется Господин Президент.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *