История католической церкви

Содержание

История Католической церкви

Католическая церковь — сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. Формирование отличительных особенностей церкви Запада, отличающих её от церквей Востока, началось еще в первые века истории христианства. Традиционно в трудах религиоведов считается, что в результате Великого раскола 1054 года христианская церковь разделилась на Западную и Восточную.

В результате Реформации от католицизма отошли многие страны на севере и в центре Западной Европы. В новое время католицизм начал распространяться в Новом Свете, Азии и Африке. В результате секуляризации общества в XIX и XX веке от активной религиозной жизни отошла значительная часть населения в католических странах.

В Новое время особое значение приобрёл вопрос существования Церкви в современном мире, что вызвало полемику консерваторов с модернистами. Значительной вехой в жизни Католической церкви стал Второй Ватиканский собор, в ходе которого был осуществлён ряд реформ церковной жизни.

История Католической церкви в богословии католицизма

Католическая церковь рассматривает всю историю христианской Церкви до Великого раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Израильского и Ветхом Завете, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён».

Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Раннее христианство

См. также: История раннего христианства и История христианства в Римской империи

Вероучение Церкви восходит к апостольским временам (I век). В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. С самого начала своего существования Церковь подвергалась гонениям со стороны императоров. Наиболее кровавые гонения были предприняты Децием и Диоклетианом. Свободу христианская церковь получила после Миланского эдикта императора Константина.

Первым серьёзным еретическим учением в христианстве стало арианство (IV век), осуждённое на Первом Никейском соборе. В V веке на Востоке появились ереси, касающиеся природы Христа (см. христология): несторианство и монофизитство. Римские епископы сыграли центральную роль в борьбе с этими учениями — папа Целестин I критиковал несторианство, осуждённое затем на Эфесском соборе, а папа Лев I боролся с монофизитством, отвергнутом на Халкидонском соборе.

Бенедикт Нурсийский, отец западного монашества

Наиболее выдающимися представителями богословской мысли Запада в ранний период развития Церкви стали четыре латинских Учителя Церкви — Амвросий Медиоланский (340—397), Иероним Стридонский (342—419), Аврелий Августин (354—430) и папа Григорий I (540—604). Августин стал родоначальником центрального направления западной христианской философии (августинизма), сохранявшего этот статус вплоть до XIII века. Иероним создал латинский перевод Священного писания, ставший каноническим и известный под именем Вульгата.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские. Первые западные исторические хроники создали епископ Григорий Турский и бенедиктинский монах Беда Достопочтенный.

VII—X века

VII—IX века были отмечены усилением миссионерской деятельности, в которой большую роль играли монахи из Ирландии, бывшей в эту эпоху одним из главных европейских центров христианства, и Англии. Деятельность святых Бонифация, Виллиброрда, Виллигиза, Аманда, Ансгара, Виллибальда, Руперта и других привела к христианизации территорий современных Германии, Австрии, Дании, Нидерландов. В более позднее время миссионерская деятельность переместилась в Восточную Европу и Скандинавию: Герард Венгерский прославился как «апостол венгров»; Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский погибли при проповеди христианства пруссам. Адальберт Магдебургский стал первым латинским епископом, прибывшим в Киевскую Русь по приглашению св. Ольги, однако его миссия не увенчалась успехом. Деятельность Кирилла и Мефодия, которая пользовалась полной поддержкой пап Адриана II и Иоанна VIII, имела решающее значение в христианизации славянских народов Европы.

В середине VIII века было создано Папское государство. Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Восстановление Западной империи при Карле Великом произошло при поддержке Апостольского престола. В эпоху создания Папского государства и восстановления империи произошло первое в эпоху Средневековья возрождение культуры, названное позже Каролингским возрождением.

В IX веке произошёл первый церковный раскол между Западом и Востоком, так называемая Фотиева схизма, связанная с незаконным смещением константинопольского патриарха Игнатия и назначением на его место Фотия и поддержкой, оказанной Римом Игнатию.

Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.

От Великого раскола до Реформации

См. также: Раскол христианской церкви (1054)Папа Урбан II призывает к крестовому походу

В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться более регулярно. C конца XI века началась эпоха крестовых походов, целью которых было отвоевать Святую землю, захваченную арабами ещё в VII веке. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по призыву папы Урбана II и привёл к созданию на Ближнем Востоке государств крестоносцев, просуществовавших до конца XIII века. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.

В XI веке папство вело борьбу за обладание правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 годах император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.

XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом — картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.

В начале XIII века папа Иннокентий III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.

Святой Фома Аквинский

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями — катарами (на юге Франции их называли альбигойцами) и вальденсами. Для борьбы с новыми еретическими движениями при понтификате Иннокентия III был создан особый церковный суд — инквизиция, расследовавший дела, связанные с обвинением в ереси.

Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

XIII век связан также с именем Фомы Аквинского, великого философа, основателя томизма, создавшего философское учение на основе синтеза идей августинизма с философией Аристотеля. К этой же эпохе относится деятельность великих философов и учёных Альберта Великого, Иоанна Дунса Скотта и Бонавентуры, которые были монахами нищенствующих орденов. Католическая церковь сыграла важную роль в появлении университетов, и развитии схоластической философии и богословия.

В конце XIII века возник серьёзный конфликт возник между папой Бонифацием VIII и королём Франции Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить налогооблагаемую базу за счёт духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года — Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из знаменитейших булл в истории папства — Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377 года. В этот период папская резиденция располагалась во французском Авиньоне, а Папское государство вокруг Рима фактически прекратило существование. В 1311—1312 годах проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамплиеров Мальтийскому ордену.

Собор Святого Петра — шедевр архитектуры Ренессанса

В понтификат Григория XI папский престол вернулся в Рим, возвращению способствовали призывы святых Екатерины Сиенской и Бригитты Шведской. По смерти Григория XI в 1378 году последовал так называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Созванный императором Священной Римской империи Сигизмундом I в 1414 году Собор в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника Григория XII. Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года — Иеронима Пражского по обвинению в ереси.

В 1438 году состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и во Флоренции, итогом которого была Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке. Однако, в XV—XVI веках Римом было заключено несколько удачных уний с отдельными Восточными церквями, приведших к созданию целого ряда Восточнокатолических церквей (Брестская уния, Ужгородская уния, унии с армянской, халдейской и малабарской церквями и др.). В XVI веке на Западе было окончательно узаконено использование наряду с латинским других литургических обрядов (амвросианского и мосарабского). Эти процессы привели к литургическому разнообразию в рамках прежде практически исключительно латинской Католической церкви.

В период Возрождения папский Рим стал одним из главных центров ренессансной культуры. Папа Пий II был известным поэтом, папа Адриан VI — философом и гуманистом. Одним из выдающихся философов эпохи Возрождения стал кардинал Николай Кузанский. Под покровительством пап Юлия II и Льва X в Ватикане работали великие живописцы и скульпторы, в том числе Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и другие.

Реформация и Контрреформация

См. также: Реформация и КонтрреформацияСессия Тридентского собора

В 1517 году проповедью Лютера началось мощное религиозное и политическое движение, известное под именем Реформации. Одним из поводов к началу движения было злоупотребление индульгенциями, а главной движущей силой — недовольство различных общественных слоев Католической церковью. Последствием реформационного движения стало появление протестантизма и отпадение от Католической церкви целых регионов и стран — Северная Германия, Англия, Нидерланды, Скандинавия. Религиозный раскол привёл к целому ряду религиозных войн, продолжавшихся вплоть до Вестфальского мира 1648 года, который ознаменовал окончание Тридцатилетней войны и закрепил размежевание Европы по религиозному признаку.

Ответом на реформационное движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения нравственного и интеллектуального уровня будущих священников, целый ряд монашеских орденов (кармелиты, францисканцы) претерпели реформы, направленные на искоренение злоупотреблений, были основаны и новые ордена и движения — театинцы, камиллианцы, ораторианцы и др. Важнейшую роль в Контрреформации сыграл вновь образованный орден иезуитов. Центральным моментом контрреформационных усилий стал Тридентский собор (XIX Вселенский), продолжавшийся с 1545 по 1563 год. Собор уточнил и изложил основы католического вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская месса. Решения собора также были направлены на устранение недостатков монашеской и приходской жизни.

Новое время

Иезуит-миссионер Маттео Риччи в китайской одежде

После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы началась эпоха Великих географических открытий. Григорий XV в 1622 году основал в Римской курии Конгрегацию пропаганды веры, одной из главных задач которой была координация миссионерства в Новом Свете. Обращение индейцев в христианство зачастую проводилось жестокими и насильственными методами, с другой стороны, католические священники сами часто защищали индейцев от насилия со стороны европейских колонизаторов (Б. де Лас Касас). Уникальным явлением в истории Южной Америки стало высокоразвитое государство иезуитов в Парагвае. Миссионерская активность Католической церкви выросла и в Азии (Маттео Риччи, Франциск Ксаверий).

В XVII веке во Франции деятельность святых Винсента де Поля, Франциска Сальского и других привела к оживлению религиозной и монашеской жизни и появлению новых орденов, в частности лазаристов и визитанток. Богословская мысль в этот период концентрировалась на полемике с кальвинизмом и янсенизмом, новым религиозным учением, осуждённым в итоге Церковью.

В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям.

В 1790 году была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри. В Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать правительство Наполеона. Во многих других европейских странах в XVIII веке также проводилась секуляризация церковных земель, роспуск монастырей, ограничивались привилегии духовенства.

В XIX веке Католическая церковь испытала новый подъём. Была восстановлена католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869—1870 год) изложил и утвердил доктринальные положения о статусе Римского епископа, на соборе после долгой дискуссии был принят догмат о папской безошибочности «ex cathedra». Часть несогласных с решениями собора епископов и священников ушла в раскол и образовала церковь старокатоликов. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишению Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.

В 1891 году вышла энциклика «Rerum Novarum» о социальной доктрине Церкви в новых условиях, впоследствии получившей название «христианская демократия». Папе Пию X пришлось столкнуться в частности с так называемыми интегристами, отрицавшими экзегетику.

XX—XXI века

См. также: Католические новомученики России, Второй Ватиканский собор, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI

В первой половине XX века Церковь подверглась жестоким гонениям в Советской России (впоследствии в Советском Союзе), Мексике и республиканской Испании. 12 марта 1922 года был подписан договор между представителем Святого Престола государственным секретарем кардиналом Гаспарри и представителем Советской России В. В. Воровским о направлении в Россию миссии для помощи жертвам голода. Миссия приехала в Россию в августе 1922 года и вела работу в течение двух лет, окончательно прекратила работу в конце 1924 года. В 1924 году апостольский нунций в Берлине монсиньор Пачелли начал переговоры с СССР о статусе католической иерархии в России. Начиная с 1920-х годов советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированы и высланы из страны практически все священнослужители и активные прихожане.

С национал-социализмом изначально сложились самые натянутые отношения и немецкие епископы запретили католикам вступать в нацистскую партию, но после прихода Гитлера запрет был снят. В 1937 году папа Пий XI в энциклике «Mit brennender Sorge» выступил с осуждением нацизма и указаниями на то, что антисемитизм несовместим с христианством. Во время Второй мировой Католическая церковь была вынуждена придерживаться частичного нейтралитета для сохранения жизней верующих масс и своей независимости. Множество католических священников и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Эдит Штайн, Тит Брандсма и др.). Различные католические организации спасли от смерти тысячи людей «неарийской» национальности и антифашистов. В зданиях Ватикана, имевших экстерриториальный статус, было предоставлено убежище ряду преследуемых лиц. В Италии Католическая церковь первоначально противостояла фашистам в лице союза Белой розы. Однако в Германии по сообщениям некоторых СМИ Католическая церковь использовала труд советских пленных. В Германии из 13 млн иностранных граждан, ввезенных для принудительных работ, 6 тысяч работали в католических заведениях, где условия были лучше, чем в других местах. В Хорватии католические священники и монахи приняли широкое участие в геноциде сербов, а архиепископ Степинац поддержал режим хорватских усташей.

В XX веке новый импульс получила паломническая традиция в католицизме. Кроме традиционных мест паломничества, таких как Рим или Иерусалим, крупнейшими паломническими центрами стали французский Лурд и португальская Фатима, где, по мнению католиков, имели место явления Девы Марии. Среди значимых святых мест, посещаемых паломниками, также испанский город Сантьяго-де-Компостела, польская Ченстохова, итальянские Лорето, Ассизи, Падуя.

Папа Бенедикт XVI

11 октября 1962 года в Риме состоялось торжественное открытие созванного Иоанном XXIII Второго Ватиканского собора для решения назревших послевоенных проблем. По итогам собора был принят целый ряд документов, в которых провозглашалась большая открытость Церкви к сотрудничеству и поиску взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. Во время паломничества проведшего основную фазу собора Павла VI в Иерусалим состоялась встреча с константинопольским патриархом Афинагором, на которой были отменены взаимные анафемы времён Великого раскола. После собора сильной реформе подверглось богослужение, в частности, разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 1980-х годах оказалась в состоянии фактического раскола (Священническое братство св. Пия Х), часть сохраняет общение со Святым Престолом, пользуясь в литургической жизни разрешением (индультом) на служение по тридентскому чину (Братство св. Петра и др.).

16 октября 1978 года на папский престол был избран Иоанн Павел II, ставший первым папой — не итальянцем за последние 455 лет и первым папой славянского происхождения. Его понтификат, один из самых длинных в истории, сыграл важную роль в развитии межконфессиональных и межрелигиозных отношений; папа совершил более 100 поездок по всему миру. После смерти Иоанна Павла II 2 апреля 2005 года на Апостольский престол был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший себе имя Бенедикт XVI. 28 февраля 2013 года папа Бенедикт XVI отрёкся от престола, это сделало его первым добровольно отрекшимся римским папой со времён папы Григория XII в 1415 году. Новым папой был избран аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, принявший имя Франциск и ставший первым в истории папой из Нового Света.

См. также

  • Католицизм
  • Католицизм в России
  • Восточнокатолические церкви
  • История христианской демократии
  • Папство
  • Список католических орденов и конгрегаций
  • Католическое движение

Примечания

  1. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 7 сентября 2008. Архивировано 15 декабря 2007 года. Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1-2
  2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 7 сентября 2008. Архивировано 15 февраля 2008 года. Катехизис Католической Церкви, ст. 766
  3. Россия и Ватикан. В. 1. СПб, 2003. В 2. М., 2007
  4. Би-би-си | В мире | Католическая церковь использовала советских пленных
  5. Ривели М.А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945. — М: 2011, с. 211-212
  6. Messia, Hada Pope Benedict to resign at the end of the month, Vatican says. CNN (11 February 2013). Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 10 марта 2013 года.

Литература

  • Й. Лорц. История Церкви
  • Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.
  • Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции
  • Католическая энциклопедия. Статья «Католическая церковь»

Зарождение и возникновение католицизма.

Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Отметим догматические расхождения, которые до настоящего времени разделяют эти церкви.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.

Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов — учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов — наследников апостолов — совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога.

Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов. В начале XV в. принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел в пользу церкви родных и близких покойного. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.

Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время — современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг — символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) — небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.

Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением — изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.

Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60-х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян — одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.

Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 4686;

> Католичество

Появление католицизма

Христианство быстро распространялось. В короткое время христиане уже не были малочисленной группой среди иудеев: к ним присоединилось много людей неиудейского происхождения. К 200 г., несмотря на яростное сопротивление, христианство распространилось по Римской империи и Месопотамии. Некоторые христиане подвергались преследованиям со стороны «добропорядочных» граждан: их сажали в тюрьмы, пытали, конфисковывали имущество. Но гонения не поколебали наиболее стойких христиан, поскольку они как бы приобщали их к страстям и смерти Иисуса.

В начале IV в., с восхождением на трон Константина, преследования прекратились и сменились официальным признанием христианства. Константин объявил, что Бог послал ему в знамение изображение креста и велел использовать его как символ в сражениях. Последовав воле Бога и в результате одержав победу, он признал статус христианства наряду с язычеством, где сам он был верховным жрецом государственного культа. Перед самой своей смертью Константин принял крещение.

История христианства сопровождалась внутренними раздорами. Один из самых глубоких расколов произошел в 1054 г., когда Церковь разделилась на западную (католическую) и восточную (православную).

В конце III в. Римская империя разделилась па Западную и Восточную. В IV в. император Константин основал вторую имперскую столицу на Востоке, в Константинополе (ныне г. Стамбул в Турции). Город рассматривался как «второй Рим», особенно после разрушения Рима готами в 410 г. Две половины христианского мира отдалились друг от друга, разделенные языком (латынь на Западе, греческий на Востоке), культурой и религиозными противоречиями.

Католицизм (от греч. katokoliros – всеобщий, позже – вселенский) – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве.

Католицизм (западное, или римско-католическое вероисповедание) окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г.

Католичество имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых нашли отражение особые черты развития западноевропейского феодализма.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию католичества. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и морали. В этом заключается одно из догматических отличий католицизма от других направлений христианства. Католической церкви присуща уверенность в том, что в католической вере дана не только религиозная истина, но вместе с тем и истина о всех делах человеческих, включая и социально-политическую жизнь общества.

Политическая культура католицизма – это и сумма представлений Римской церкви о государстве и обществе, и практика организаций – от формально неполитических, объединенных в систему «католического действия», до клерикальных партий, и того, что называют «политикой Ватикана», т.е. деятельность папского престола и папской курии по управлению церковью и регулированию отношений с внешним миром.

Источником вероучения католики признают (в отличие от протестантов) не только Священное Писание (Библию), но и Священное Предание, которое в католичестве (в отличие от православия) включает в себя и постановления вселенских соборов католической церкви, и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия. Особенностью католичества является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении. Для католичества характерен пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников. На протяжении многих столетий богослужение в католицизме совершалось на латинском языке. Лишь 11-й ватиканский собор (1962–1965) разрешил службу и на национальных языках.

Сколько в Европе католиков и православных?

  • Католицизм официально является государственной религией в Лихтенштейне, на Мальте, в Монако и некоторых кантонах Швейцарии.
  • Лютеранство — государственная религия Дании и Исландии.

С прошлого года в Норвегии официально церковь отделена от государства — ст. 2 раздела А Конституции Норвегии гарантирует каждому гражданину страны право на свободу вероисповедания. Однако в этой же статье указывается, что евангелическое лютеранство является государственной религией Норвегии. Священники имеют статус государственных служащих, ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии лежит на государстве.
Юридически Церковь Финляндии не является государственной. Однако § 83 Конституции страны выделяет Евангелическо-лютеранскую церковь в качестве главной религии с точки зрения предпочтений государства. Церковный налог собирается при помощи государственных структур на добровольной основе.

  • Англиканская церковь является государственной религией в Великобритании.
  • Православие является государственной религией в Греции.

В 9-й статье конституции Грузии записано: «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
Согласно конституции Болгарии, восточное православие является «традиционной» религией страны.

  • Иудаизм — государственная религия Израиля. В сфере семейного права и некоторых других областях для евреев действует исключительно религиозное право. В частности, институт заключения и расторжения браков находится под контролем Раввината Израиля. Во многих городах транспорт, за исключением такси, не работает в шаббат.

Инфографика

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества…

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

> Государство Ватикан как центр религиозного туризма

Ватикан — международный центр католической церкви

Позиции Ватикана и его роль определяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь на массы верующих, и тем контролем, который Ватикан осуществляет над клерикальными силами. По официальным католическим источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.

Под контролем Ватикана находятся массовые католические организации. Большинство из них входит в систему «Католического действия» — комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения. Существует (1970 г.) около 40 международных католических организаций.

Крупнейшие:

Всемирный союз женских католических организаций (36 млн. человек в 61 стране);

Всемирная федерация католической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др.

Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 — Международная конфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). Ватикан опирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше 30 в 1968); некоторые из этих партий находятся у власти.

Ватикан — крупнейший религиозно-идеологический центр католицизма. Под его контролем находятся многочисленные католические учебные заведения, католическая печать, радио, кино, телевидение.

Пропагандистские силы Ватикана активно выступают против коммунизма. Социальная доктрина Ватикана направлена на защиту частной собственности, классового деления общества, классового неравенства и пр. Основные идеологические и практические рекомендации излагаются в выступлениях папы и в энцикликах — посланиях папы к духовенству и верующим, а в отдельных случаях — к «людям доброй воли».

История внешней политики Ватикана свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистических держав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, Ватикан сотрудничал с фашистскими державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 — с Германией, в 1940 — с Португалией. В условиях агрессии фашистских держав против республиканской Испании (1936-39), Чехословакии (1938-1939), Албании (1939), Польши (1939) Ватикан не поднял голоса протеста против преступлений фашизма и фактически попустительствовал им. В этот период основой политики Ватикан становится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового похода против СССР в 1930, антикоммунистическая энциклика «Divini Re-demptoris» в 1937 и т.д.). Экономическая география мира. В. П. Максаковский, Просвещение, 1995. Во время 2-й мировой войны 1939-45 Ватикан был одним из центров переговоров о сепаратном мире между представителями фашистской Германии и Италии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгрома фашистских государств Ватикан заявил о непризнании послевоенной границы Германии по Одеру — Нейсе (послание Пия XII немецкому епископату в 1948).

Вражда к коммунизму сделала Ватикан после 2-й мировой войны союзником наиболее агрессивных империалистических кругов США и др. капиталистических стран в их борьбе против сил демократии и социализма. Ватикан приветствовал планы образования агрессивного военного блока НАТО (апостолическое послание Пия XII в феврале 1949) и военного Западноевропейского союза (заявление Пия XII от 3 октября 1953). В 1949 опубликован декрет, которым отлучались от церкви коммунисты и все те, кто сотрудничает с ними или читает коммунистическую печать. Ватикан и его клерикальная агентура пытались помешать развитию социалистических революций в странах народной демократии. Руководители Ватикана выступили против тех мероприятий народно-демократической власти, которые наносили удар по экономическим позициям католической церкви (например, протест Ватикана в 1947 чехословацкому правительству по поводу секуляризации церковных земель в Чехословакии, репрессивные отлучения многих лиц от церкви в Румынии в 1951, в Польше — в 1953). В Польше, Чехословакии и др. странах Ватикан стремился активизировать деятельность сил политического клерикализма — католических политических партий и общественных светских организаций. В 1949 был издан декрет, осудивший патриотически-настроенных священников и мирян-активистов Чехословакии, отказывавшихся следовать про империалистическому курсу Ватикана. Ватикан поддерживал контрреволюционный мятеж в Венгрии в 1956, одним из активных участников которого был кардинал Миндсенти. После 2-й мировой войны Ватикан развернул клеветническую кампанию против Советского государства; в западных районах СССР агенты Ватикана из среды реакционного католического духовенства и изменников Родины пытались помешать восстановлению народного хозяйства. В наиболее чёткой форме антисоветская позиция Ватикана, характерная для 50-х гг., была изложена в «Апостолическом послании народам России» Пия XII (7 июля 1952).

Развитие мирового революционного процесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций Ватикана, падение влияния католической церкви на массы (в булле «Humanae salutis», 1962, Иоанн XXIII сравнивал современный этап существования католической церкви «с самыми трагическими временами её истории»). В связи с этим руководители Ватикана были вынуждены пересмотреть политическую линию Ватикана, пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире. Эволюция социальной доктрины католической церкви нашла отражение в энциклике «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961), в которой содержатся элементы буржуазного реформизма. Проявлением новой тенденции Ватикана по отношению к вопросам войны и мира явились выступления Иоанна XXIII в 60-х гг. в защиту мира и за решение спорных международных вопросов путём переговоров. Основные принципы политики клерикального пацифизма сформулированы в энциклике «Pacem in terris» («Мир на земле», 1963), а также в пастырской конституции «О церкви в современном мире», выработанной на Вселенском соборе 1962—65 гг.

По мере укрепления социалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы стал намечаться более реалистический подход Ватикана к странам социализма. В 60-е гг. впервые в международную практику вошли обмен посланиями и встречи между некоторыми руководителями социалистических государств и папой римским. Развитие отношений Ватикана с социалистическими странами нашло отражение в подписании: Экономическая география мира. В. П. Максаковский, Просвещение, 1995.

  • — в 1964 соглашения между Ватиканом и Венгрией, регулирующего некоторые практические вопросы, связанные с деятельностью католической церкви в Венгрии;
  • — в 1966 г. протокола нормализующего отношения между Ватиканом и Югославией.

Ватикан поддерживает официальные дипломатические отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также с Югославией.

Значительное внимание Ватикан уделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах. С 50-х гг., в условиях краха колониальных режимов в Азии и Африке, Ватикан предпринял активные меры по созданию местных кадров высшего католического духовенства: в 1952 были назначены епископами местные католические священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 — в Нигерии; в 1954 — в Бирме и Южной Африке и т.д. 28 марта 1960 римский папа впервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву). В эти же годы особое внимание уделялось образованию местных католических церквей: в 1950 — в Британской Западной Африке, в 1953 — в Британской Восточной Африке, в 1955 — в Бирме, Южной Родезии, Малайе, Марокко, на Мадагаскаре и т.д. Были установлены дипломатические отношения с молодыми государствами Азии и Африки. Изложение основ политики клерикального неоколониализма католической церкви в развивающихся странах даётся в энциклике «Populorum progressio» («Прогресс народов», 1967). В 1970 В. был представлен в странах Азии 14 дипломатическими представительствами, в странах Африки — 16. Всего в 1970 г. у Ватикана было 64 заграничных дипломатических представительства (в том числе 14 в Европе, 19 в Латинской Америке). Кроме того, Ватикан имеет 15 апостолических делегаций (не носящих дипломатического характера), в том числе в США и Великобритании. Ватикан имеет постоянных наблюдателей при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и некоторых др. международных организациях. В январе 1971 Ватикан заявил о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Новые явления в деятельности Ватикана не означают отказа от традиционного антикоммунистического курса в идеологии. Свидетельством этого служат выступления некоторых руководителей Ватикана, выпады против «атеистического коммунизма» в энциклике Павла VI (папа с 1963) «Ecclesiam suam» (1964), заявление кардинала Оттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.

Вокруг вопросов, связанных с определенными аспектами современного курса Ватикана, в частности с вопросами сохранения мира на земле и политики в отношении социалистических стран, идёт острая борьба различных тенденций в католическом движении многих стран, в том числе в самом Ватикане, между так называемыми обновленцами и консерваторами.

Католическая церковь

Католическая церковь

лат. Ecclesia Catholica

Собор Святого Петра, Ватикан

Общие сведения

Конфессия

католицизм

Руководство

Управление

епископальное

Администрация

Святой Престол посредством Римской курии

Видимый глава

папа римский Франциск (он же руководитель Ватикана)

Центр

Рим
Ватикан

Резиденция главы

Апостольский дворец, Ватикан

Территории

Церкви sui iuris

Латинская церковь

Восточнокатолические церкви: 23

Богослужение

Богослужебный язык

латинский, национальные языки

Календарь

григорианский (Латинская церковь)
юлианский (некоторые восточнокатолические церкви)

Статистика

Епископов

Диоцезов

архидиоцезов 640

постоянных диоцезов 2851

Священников

415 792

Верующих

1,27 млрд

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую католическую церковь, которая полагает себя церковью, обладающей всей полнотой средств спасения.

В русском языке термин «Римско-католическая церковь» обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя в некоторых языках соответствующие термины различаются. Восточные католические церкви используют этот термин в более узком смысле, подразумевая под ним лишь институт католической церкви латинского обряда (включая, наряду с латинским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).

Во внутренних документах Римско-католическая церковь в качестве самоназвания использует либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь». Определяет себя четырьмя существенными свойствами: единством, кафоличностью, определённой апостолом Павлом (Еф. 4:4, 5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе католической церкви».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:8 991 10 084 2 477 2 307 6 502
  • ✪ Атеистический дайджест #163. Католическая церковь против смертной казни
  • ✪ Ежи Сармат: Католическая церковь, Европа и мигранты | + спич о модерне
  • ✪ Православные и католики: сходства и различия
  • ✪ История 6 Католическая церковь и ее борьба с еретиками
  • ✪ Католическая церковь — путь к вершине могущества | Всемирная история 6 класс #17 | Инфоурок

Субтитры

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *