Компетентность это в психологии

Чувство собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства — это второе слагаемое самооценки.

«Чувство собственного достоинства — это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с тобой все хорошо, что ты чистый, правильный, настоящий. Это ощущение того, что ты достаточно хорош или стоишь того, чтобы люди приняли тебя, что ты стоишь того, чтобы люди любили тебя Джош Макдауэлл. С.102.».

Нельзя не заметить, что чувство собственного достоинства тесно связано с предыдущим основанием самооценки — ощущением себя любимым. Когда человек ощущает, что другие любят и принимают его, это непосредственно влияет и на его чувство самоценности, ибо если человек приемлем для других, то, скорее всего, он будет приемлем и для себя самого.

Чувство компетентности.

Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека “Компетентность — психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие из

чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.265.).

«Чувство компетентности — чувство: «Я могу делать это!» Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними Джош Макдауэлл. С.103..»

А. Бандура назвал это “самоэффективностью” и определил как “чувство собственной компетентности и эффективности”. Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии — стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет “чувство самоуважения”) относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех — пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией “Стадия, на протяжении которой энергия либидо дремлет и внимание сосредоточено на развитии

интересов и навыков в общении со сверстниками того же пола.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.155.) развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З.Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет Erikson E.H., Childhood and Society, 2nd ed. (New York: Norton, 1963), 273..

Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение, завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: “Я смогу сделать это”.

Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.

Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как “стремление познать себя с помощью партнера”. Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И.Т., Драгунова Т.В., Коломинский Я.Л.) Авдеева Н.Н. Развитие образа себя у младенца. М., 1982. С.9,11..

В. Самооценка и уровень притязаний.

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека Уровень притязаний — степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.

(А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. С.352.). Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической У.Джеймс. С.91.:

успех

самоуважение =

притязание

Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.

«Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные, же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой-то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение… Прировняй свои притязания к нулю, — говорит Карлейль, — и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения У.Джеймс. С.92..»

При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе — скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивно­го развития
1 . Младенче­ство (0- 1) Мать или за­мещающее ее лицо Доверие к ми­ру — недове­рие к миру Энергия и жизненная радость
2. Раннее детст­во (1-3) Родители Самостоятель­ность — стыд, сомнения Независи­мость
3. Детство (3-6) Родители, бра­тья и сестры Инициатива — пассивность, вина Целеустрем­ленность
4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность — неполноцен­ность Овладение знаниями и умениями
5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности — непризнание Самоопределе­ние, предан­ность и верность
6. Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость — изоляция Сотрудниче­ство, любовь
7. Средний возраст (25-65) Профессия, родной дом Продуктив­ность — застой Творчество и заботы
8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности — отчаяние Мудрость

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответ­ствующей младенческому возрасту, возникает доверие или не­доверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребе­нок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутрен­них органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с дове­рием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская лю­бовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ мате­ри (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чув­ство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ог­раничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, при­сваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время созда­ют основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стре­мится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слиш­ком суровые требования, часто порицают и наказывают ре­бенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стрем­ление ребенка к независимости не подавляется, устанавли­вается соотношение между способностью сотрудничать с дру­гими людьми и настаивать на своем, между свободой само­выражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпада­ющей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрос­лых, сложившиеся на производстве и в других сферах жиз­ни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным, иници­атива ограничивается, появляются чувства вины и тревож­ности; таким образом закладываются новые внутренние ин­станции — совесть и моральная ответственность за свои дей­ствия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за не­значительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развива­ется пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентифи­кация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. пред­шествующий половому созреванию ребенка. В это время раз­вертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспи­танием у детей трудолюбия, необходимостью овладения но­выми знаниями и умениями. Школа становится для них «куль­турой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружа­ющих и приобрести чувство компетентности. Если же дости­жения невелики, он остро переживает свою неумелость, не­способность, невыгодное положение среди сверстников и чув­ствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чув­ства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, за­вершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объе­диняются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослев­ший, изменившийся внешне ребенок включается в новые со­циальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самосто­ятельность, инициативность и компетентность позволяют юно­ше решить главную задачу, которую ставит перед ним обще­ство, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, на­блюдается диффузность идентичности. Она связана с ин­фантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тре­воги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Имен­но в это время проявляется, истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуаль­ном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, са­мопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротичес­ком, романтическом и нравственном смысле. В браке лю­бовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверитель­ные отношения с другими людьми, предпочтение поверхно­стных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия разви­тия личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Че­ловек стремится к продуктивности и творчеству, к реали­зации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произ­ведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчерки­вает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребно­сти в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовав­ших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недоволь­ные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то из­менить в прошлом, начать жить заново раздражает, соб­ственные недостатки и неудачи кажутся следствием небла­гоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

20. Психологическая компетентность как часть профессиональной компетентности. Виды психологической компетентности.

В структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек – человек», «человек- группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы», особая роль принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность в самом общем виде состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

— гностического, включающего систему необходимых психологических знаний;

— проектировочного, связанного с процессами прогнозирования и предвосхищения;

— регулятивного или конструктивного, заключающегося в умении оказывать влияние;

— коммуникативного, проявляющегося в эффективном общении.

Существует пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности:

  1. Социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляют наблюдательность и проницательность);

  2. Социально-психологическая (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека включенного в профессиональную группу, коллектив);

  3. Ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

  4. Коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения);

  5. Психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния).

21. Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста.

Профессиональная компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов.

Виды компетенций:

1. профессионально-правовая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

2. информационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.

Проявляется в следующих компетенциях:

— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-5);

— владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке

(ОК-13);

— владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;

— владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;

— способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;

— способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;

— обладает высокой имиджевой культурой.

3. коммуникативная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за юридической помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4. профессионально-этическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих следование в профессиональной деятельности нормам общечеловеческой морали и общественной нравственности, профессиональному этикету; понимание сущности и социальной значимости профессиональной юридической деятельности; демонстрацию в профессиональной деятельности правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Проявляется в следующих компетенциях:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— обладает высоким уровнем нормативности поведения;

— способен сочетать нравственные и юридические требования в профессиональной деятельности.

5. организационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на коллектив, других партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;

— способен прогнозировать последствия принимаемых решений;

— имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;

— способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;

— способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;

— способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;

— способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности

6. профессионально-интеллектуальная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень познавательной (когнитивной) активности, обобщение, анализ, восприятие информации, постановку цели и выбору путей ее достижения; аналитический и творческий анализ, а также навыки запоминания больших объемов информации; умение выделять главное, высокую умственную работоспособность, способность к здравым суждениям и умозаключениям.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— владеет навыками творческого мышления, поддержания умственной работоспособности,

— способен к запоминанию и умственной обработке больших объемов информации.

7. педагогическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Проявляется в следующих компетенциях

— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

Перечень ключевых компетенций

В психологическом консультировании психолог-консультант является ключевой фигурой, от которой зависит эффективность консультационного процесса. Вследствие этого, к личности психолога-консультанта должны предъявляться определенные требования, которые будут обеспечивать эффективность консультирования.

Проблема личности психолога рассматривалась многими авторами. Так, Е.А. Климов описал личность психолога в разных сферах деятельности; Х.Дж. Фрейденбергер и В.В. Бойко рассматривали психолога с точки зрения психоэмоционального выгорания; Е. Романова описывает профессиограмму психолога, выделяя необходимые для этой профессии качества и способности. Однако, зная специфику собственно психолого-консультативной деятельности, нам необходимо выделить личность психолога-консультанта в самостоятельный и отдельный статус.

До последнего времени в науке преобладали представления о личности психолога-консультанта, базирующиеся на мировоззрении традиционных школ психологического консультирования. Здесь наибольшее внимание уделяется уже не навыкам и умениям, которые участвуют в деятельности, а самой личности консультанта, его качествам и характеристикам.

Сейчас в научной литературе начинает доминировать компетентностный подход. Его можно распространить и на консультативную деятельность, и на личность консультанта. Компетенция — это способность, присущая человеку, которая ведет к поведению, удовлетворяющему профессиональным требованиям в пределах параметров организационной среды, что, в свою очередь, приносит желаемые результаты. Рассматривая личность консультанта в формате компетентностного подхода, выделяют те характеристики, которые наблюдаются в его деятельности и приводят к успешности его действий. Такой подход претендует на высокую объективность. Анализ специфики деятельности показывает, что даже психологи- консультанты в сфере индивидуального консультирования компетентностно и на уровне ПВК отличаются от психологов-консультантов в иной сфере (например, в сфере организационного консультирования). Л.Н. Захарова отмечает, что существуют значительные различия в ПВК, традиционно считающихся важными для психолога, и теми, которые важны для организационного психолога. Решающим различием между ними является наличие / отсутствие деловых качеств, которые однозначно должны присутствовать у организационного психолога по причине взаимодействия с менеджментом и работы в сфере организаций. В.Л. Бозаджиев выделяет «психолого-консультативную компетенцию» как специфичную и самостоятельную. По его мнению, она состоит из следующих субкомпетенций: безусловного принятия клиента; концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др. . Не трудно заметить, что здесь образ личности психолога сводится к навыкам и способностям, необходимыми для выполнения консультативной деятельности, т.е. к составным частям, а не к целому (системе). Тем не менее компетентностный подход ориентирует на выявление системной компетентности профессионала в любом виде труда.

В противоположность компетентностному подходу, «мировоззренческий» подход придает значение именно той субъективности, которая участвует в процессе консультирования. Р. Кочюнас предпринял попытку представить обобщенную «модель эффективного консультанта». К характеристикам этой модели относятся: аутентичность, сила личности и идентичность, принятие личной ответственности, эмпатия и др. .

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА (по Р.Кочюнасу)

Аутентичность/подлинность. Это понятие понимается как способность консультанта проявлять настоящие эмоции и переживания. Т.е. такой человек не показывает чувство любви, если в определенный момент испытывает к клиенту враждебное, неприязненное отношение. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже «спрячется» от него. Если консультант выполняет роль только эксперта, ограничивая проявление своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомнительной.

Открытость собственному опыту — это искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учите нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно негативные. Внешнее давление заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный же консультант не должен избегать чувств, в том числе и негативных. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства является источником неуправляемого поведения

Неумение консультанта услышать то, что происходит внутри него самого, увеличивает возможность возникновения стресса и ограничивает его эффективность.

Толерантность к неопределенности. Одной из предпосылок становления личности является уход человека от привычного, известного по собственному опыту и вступление в так называемую «незнакомую территорию». По сути, именно неопределенные ситуации и образуют «канву» консультативного процесса. Ведь консультант никогда не знает, с каким клиентом и проблемой будет работать, какие решения придется ему принимать. Поэтому уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принятых решений и способность рисковать — все это качества, которые помогают консультанту переносить напряжение

Ценность личности и идентичность. Консультанту не следует быть простым отражением надежд и ожиданий других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему быть сильным в межличностных отношениях.

Принятие личной ответственности. Понимание специалистом своей ответственности позволяет ему свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с убеждениями клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность консультанта помогает ему более конструктивно воспринимать критику.

Глубина взаимоотношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Необходимо принять во внимание страхи, которые переживают большинство клиентов, пытаясь завязать близкие, теплые взаимоотношения с другими людьми.

Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант умеет рефлексировать ограниченность своих возможностей. Любой консультант независимо от профессиональной подготовки, не всемогущ. Ни один консультант не способен построить идеальные отношения с каждым конкретным клиентом и помочь всем клиентам решить их проблемы. Эффективный консультант всегда способен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В процессе консультирования он может выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Если он допускает собственную ограниченность, то избегает ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГА (на примере работы гештальт-терапевта)

— Забота о себе. Чувствительность и сензитивность к себе (осознанность, самопонимание)

— Забота о клиенте

— Внимание к процессу клиента (к тому, что он делает как клиент)

— Четкость границ взаимодействия (рамка, сеттинг)

— Сохранение терапевтической позиции

— Осознанность и рефлексия в терминах гештальт-подхода (терапевт должен быть в состоянии описать про что он работал, каков был запрос/потребность клиента, что происходило на сессии, что терапевт делал, что получилось, что не получилось, что изменилось в состоянии, переживаниях , мыслях, поведении клиента в результате работы терапевта)

— Конгруэнтность, аутентичность (что переживаю, то и выражаю) с поправкой на пользу для клиенту от самораскрытия

— Творчество, эксперимент

Безусловно, это очень перспективное видение личности консультанта, но и оно нуждается в системном осмыслении и эмпирической проверке.

Таким образом, полноценного представления о личности психолога-консультанта, которое было бы теоретически убедительным и эмпирически проверенным, в психологической литературе нами не было обнаружено, вследствие чего была поставлена задача разработки собственной модели, а также ее проверки на реальных психологах-консультантах при помощи психодиагностических методик, статистического и факторного анализа. Отсутствие убедительной модели существенно затрудняет подготовку психолога-консультанта в вузе, и можно предполагать, что компетентность специалиста в этой сфере складывается в опыте реального консультирования и поэтому структурно и содержательно отличается от компетентности, приобретаемой студентами на психологических факультетах вузов. Это определило формулировку гипотезы исследования: психологи-консультанты обладают специфическим набором компетенций, по сравнению со студентами- психологами.

Для такого анализа были выбраны следующие направления: психоанализ З. Фрейда, гештальттерапия Ф. Перлза, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкла и экзистенциальный анализ А. Лэнгле , экзистенциальная психотерапия Дж. Бюджентала, резонансное консультирование С.В. Петрушина. После этого на основе типологии компетенций Г. Читэм и Г. Чиверс . Были отобраны основные компетенции, входящие в базовые перечни перечисленных школ, и определены методики эмпирической проверки модели (результаты этой работы отражены в табл. 1).

Поскольку все эти компетенции представлены во всех основных подходах к психологическому консультированию, можно считать их ключевыми.

Функциональные компетенции прямо зависят от консультативной школы и, следовательно, относятся к вариативной составляющей общей компетентности консультанта. Этические компетенции носят безусловный характер и требуют, скорее, экспертизы реальной деятельности, чем эмпирического исследования.

Выводы

  1. Говоря об эффективности психологического консультирования в первую очередь стоит рассматривать личность консультанта, так как именно он является главным инструментом данной деятельности.
  2. Личность психолога-консультанта, а также компетенции психолого-консультативной деятельности необходимо рассматривать как отдельные и самостоятельные понятия и феномены. В этом случае не произойдет смешения разных сфер психологической деятельности и соответствующих требований к психологам, работающим в той или иной сфере психологии.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *