Причины гибели цивилизаций

Причины гибели античной цивилизации

Постепенно рабовладение и производительное применение труда рабов стати обычным явлением в греко-римском мире. Но хотя в Риме такого рода процессы происходили со значительным опозданием, именно здесь, в Римской республике (VI–II вв. до н.э.), а с I в. до н.э. – в Римской империи, классическое рабовладение приобрело свои завершенные формы. Кстати, и здесь, в Римской республике, очень рано, в V в. до н.э., исчезло долговое рабство римских граждан, в IV в. до н.э. запрет долгового рабства граждан Рима был оформлен законодательно. И здесь было принято законодательство (так называемые законы XII таблиц, датируемые 451–450 гг. до н.э.), наказывающее преступления против собственности суровее, чем против личности.

Рабовладение Рима носило более жесткие, а порой и жестокие формы. Здесь, в отличие от Греции (и, тем более, от восточных деспотий), были запрещены браки между рабами. Рабы в результате не воспроизводились естественным путем. Тем не менее в период со II в. до н.э. и до II в. рабский труд стал преобладать в римской метрополии. Нетрудно догадаться, что единственным источником рабского труда были войны и работорговля. Одновременно происходила пауперизация свободных крестьян Рима. Уже с III в. до н.э. в Риме появляются хлебные раздачи, игры и зрелища за счет казны. Чрезвычайно быстро развиваются ростовщичество и торговля. Эти обстоятельства находили свое отражение в литературе. Так, Катон Старший, купец, судовладелец, ростовщик, земельный спекулянт и работорговец, в книге «О земледелии» прямо провозгласил: «Первая обязанность человека – добывать деньги». Ему вторит Квинт Гораций Флакк, заявивший: «Деньги – всё». А знаменитый Марк Туллий Цицерон говорил о пользе и необходимости биржевой игры. Похоже на чисто капиталистические идеи. Однако это только видимость.

На самом деле в Риме происходит смещение акцентов: свободные все меньше занимаются производственной деятельностью, а все больше – спекулятивными операциями. Римский же плебс просто начинал бездельничать. Да и незачем было трудиться: только в Италии насчитывалось 10–12 млн рабов, работавших и в сельском хозяйстве (латифундиях и виллах), и в ремесленной промышленности, и в строительстве. Римляне настолько были воодушевлены своими победами, что иной раз отменяли налоги со свободных римских граждан. Попытка римского реформатора Тиберия Гракха (162–133 до н.э.) восстановить старое римское крестьянство и муниципальный строй ни к чему не привела: паразитизм свободных разъедал римскую экономику. Свободных, нанимавшихся на работу, презирали, считали «почти рабами». Наемного работника можно было получить в наследство, в приданое, сдать по контракту и даже купить.

Эти обстоятельства и привели к гибели великую античную империю. Пока территория римского государства расширялась, пока в метрополию безостановочно поступала рабская рабочая сила, экономические проблемы, так или иначе разрешались. Но уже в самом конце II в. положение стало меняться. Участились набеги кельтов и германцев на северные провинции Римского государства. Средиземноморские пираты стали сильным ограничителем для римского судоходства и работорговли. Пока империя была богата и могущественна, на это никто не обращал особого внимания. Но потребность в рабах обострялась настолько, что землевладельцы стали похищать их друг у друга, хватали и обращали в рабство дезертиров, путешественников и бродяг.

Первые века новой эры ознаменовались сокращением масштабов и прекращением войн Рима, спадом экономической жизни и натурализацией сельского хозяйства. Разорение италийского крестьянства, не выдерживающего конкуренции с рабовладельческими хозяйствами, привело и к упадку римской армии (фаланги). Она становилась наемной, что требовало непосильных затрат казны. Соответственно, увеличивались налоги, вызывающие недовольство граждан Рима.

Не менее пагубно сказались на экономике Рима внутренние смуты. Наемные солдаты не раз захватывали императорский трон и торговали им. В III в. Риму все труднее стало отражать вторжения франков, алеманов, готов, славян, самозванных императоров Галлии и Сирии. Внутри империи начались религиозные распри в связи с быстрым распространением христианства.

В 330 г. император Константин перенес столицу империи на восток, в Виза́нтий (Константинополь). Наконец, в 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную. А в 476 г. под ударами «варварских» племен Римская империя пала. Так завершился блестящий мир античного рабовладения.

  • Город Рим был основан в середине VIII в. до н.э.
  • В 48 г. до н.э. Юлий Цезарь в ознаменование своей победы над Помпеем раздал народу и солдатам огромные суммы денег, хлеб, масло и устроил публичный банкет для всех граждан Рима.

Причины гибели античного мира

В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, — величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям.

1. Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен. Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н. э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н. э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны от полумиллионной армии варваров.

2. Морально-религиозная. Экономический упадок в империи сопровождался падением нравственности и забвением гражданских доблестей: честности, скромности, ответственности, гордости, храбрости и т. д. Повсеместно, во всех слоях общества распространились пороки: праздность, лень, зависть, разврат, трусость, предательство. В годину суровых испытаний никто не желал рисковать жизнью или жертвовать имуществом ради защиты отечества. Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией.

3. Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200—1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет. На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев — активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих «высоких» целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомеостаза возрастает доля субпассионариев — активных индивидуалистов, добивающихся своих «низких» целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску. Субпассионарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема — весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям.

4. Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим «базисом» — технико-экономическими производительными силами и социально-политической «надстройкой» — производственными отношениями.

Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем.

Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается. В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности.

5. Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения. Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н. э., начало стремительно сокращаться. Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Брун В., Тильке М. История костюма: от древности до нового времени. — М., 1996.

2. Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. — М., 1986.

3. Эллинистический период. Всемирная история. Т. 4. — Минск, 1996.

4. Римский период. Всемирная история. Т. 6. — Минск, 1996.

5. Греки. ИМЛ. — М., 1995.

6. Римляне. ИМЛ. — М., 1997.

7. Маккалоу К. Первый человек в Риме. — С.-Пб., 1993.

В. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Способ производства, при котором лично свободные индивидуумы самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, сами решают что, где, когда, по какой технологии производить, а затем обмениваются результатами своей деятельности на рынке, при минимальном вмешательстве государственных органов, получил название античного способа производства, или рыночной экономики.

При этом исключительно важными являются следующие обстоятельства:

1) Все экономические решения на микро-уровне (семья, вилла, ферма, фирма) принимаются децентрализованно, самостоятельно.

2) Происходит общественная, посредством рыночного механизма ценообразования, оценка произведенных благ и трудовых усилий.

3) Реализуются различные формы собственности: частная, семейная, коллективная, государственная на основе их равенства перед законом и правом.

4) Лично свободные индивидуумы осуществляют ответственный выбор экономических решений и их последствий.

5) Механизм свободной конкуренции, ограниченный лишь уголовным и гражданским правом, является источником развития общественно-экономической системы.

6) Политический строй, наиболее адекватный рыночному способу производства, является одной из разновидностей демократии.

При античном способе производства ставка делается на так называемые субъективные производительные силы: организацию, технологии, специалистов. Допускается труд рабов в личном хозяйстве, но он не является необходимым. Часто возникает эффект экономической эксплуатации периферии метрополией — Афины, Рим, Британия, Голландия, Карфаген. Ведущую роль играет частная собственность, защищенная правом и персональной ответственностью. Появляется и в дальнейшем культивируется такая категория, как совесть.

Рыночная экономика на кратко- и среднесрочных временных интервалах (7—45 лет) подвержена сильным колебаниям, состоящим из череды подъемов и спадов, но на долгосрочных интервалах (50—250 лет) может обеспечить устойчивый рост со средним темпом 3—5%, а в отдельные периоды (до 15 лет) — даже с темпом 7—12% годовых.

Наивысший уровень экономического развития в конце XX века демонстрируют только страны с рыночной экономикой, в то время как среди наиболее слаборазвитых стран преобладают как раз страны с традиционной или «азиатской» экономикой, а также государства с промежуточными типами экономики, например «переходной».

На первом месте в демократических обществах с рыночной экономикой стоят права личности, граждан. Следующим по важности субъектом права являются малые группы (семьи, общины-коммуны). Государство получает столько прав и полномочий, сколько граждане сочтут необходимым ему предоставить для исполнения возложенных на него самими гражданами функций. То же относится к большим социальным группам: партиям, профсоюзам, церквам, образованию, другим социальным институтам.

К несомненным достоинствам рыночной экономики относятся эффективное распределение ресурсов и результатов экономической деятельности, возможность удовлетворить самые разнообразные потребности широких слоев населения, гибкость и быстрота реакции на изменения в окружающем экономику мире: научно-технические, социально-политические, демографические.

Есть и недостатки, к числу которых относится нестабильность рынков (цикличность, кризисы), неполное задействование ресурсов (безработица), возможность резкой дифференциации по доходам (бедность), противоречивая роль государства: с одной стороны — «чем ниже доля государства в ВВП, тем лучше жизнь простых людей», а с другой стороны — без умеренного государственного вмешательства недостатки рыночной экономики способны привести к такому обострению социальных проблем, которое приведет к попытке упразднения самой рыночной экономики, а вместе с ней и демократии, и прав человека.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Смит А. Богатство народов. — М., 1997—98.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1989.

4. Шумпеттёр Й. Капитализм, социализм, демократия.

5. Эрхарт Л. Благосостояние для всех. — М., 1992.

Глава 3. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Перевернись весь свет вверх дном, Лишь здесь по-старому пускай все остается.

Гете

Немного хронологии

Хлодвиг — король франков, инициатор «Салической правды» (480—515). Походы Велизария опустошили западное Средиземноморье (510—540). Начало шелкопрядения в Византии (533). Деятельность Магомета на Востоке и Папы Григория Великого на Западе (590—610). Дагобер (623—639) — король всех франков, основатель ярмарки в Сен-Дени. Карл Мартелл — король франков. Первое столкновение с арабами (720—740). Церковные реформы, введение десятины (745—760). Карл Великий — король всех франков и Император Запада, введение личной присяги, христианизация Запада (771—814). Харун аль Рашид. Исламизация Востока. Переворот Обадии в Хазарии (810). Купцы-рахдониты ведут торговые операции на территории от Китая до Прованса по Великому шелковому пути. Норманны взяли Париж (845). Первая франко-германская война (850). Рюрик на Руси. Папа Николай Великий (858— 867) сформулировал доктрину папской теократии. Песах подчинил русов. Игорь убит древлянами. Княгиня Ольга консолидирует власть. Разгром Хазарии Олегом (940—965).Деятельность Гуго Капета (960—996). Крещение Руси Владимиром. Крещение Венгрии, Исландии, Швеции (988—1000). Викинги достигли берегов Северной Америки (985—999). Арабы захватили Испанию (1000—1030). Норманны захватывают Южную Италию, Англию (1050—1090). Папа Григорий VII (1073—1085) — ужесточение целибата и борьба с симонией. Подчинение светских владык церковным. Император Генрих V. Начало крестовых походов при Урбане II (1097—99). Владимир Мономах. Давид Строитель и Тамара (117—1210). Темучжин создает государство в Великой степи. Константинополь разграблен в ходе IV крестового похода (1204). Деятельность Иннокентия III (1198—1216) — отлучения, буллы, послания, легаты, борьба с альбигойца-ми и катарами, основание нищенствующих орденов —-францисканцев и доминиканцев, четвертый Латеранский собор, тайна исповеди, введение гетто для евреев и особой одежды. Разгром Киевской Руси монголами (1225—1240). Папство Иннокентия IV (1243—1254) — инквизиция свирепствует. Александр Невский и внук Батыя побратимы. Крестовый поход против монголов и русских. Севилья и Кадис взяты кастильцами. «Ад» Данте (1300). Обращение Орды в мусульманство (1312). На-чало агонии Византии. Папа Иоанн XXII (1316—1334) выступил в защиту тезиса о божественном происхождении права собственности против спиритуалов во главе с Уильямом Оккамом и мистиков Майстера Экхарта. Чума в Европе (1324 и 1342—48). Начало Столетней войны. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Резня в Орде (1335—1365). Создание Османской империи. Куликовская битва (1380). Польско-литовская уния (1385—1412). Сергий Радонежский мирит Москву и Рязань. Грюнвальд. Разгром Тевтонского ордена (1410). Тимур. Взятие Дели, Дамаска, Багдада, Грузии, Крыма (1370—1410).

Катастрофа V — VI веков

Население Средиземноморья в результате опустошительных походов византийского полководца Велизария, как обычно сопровождавшихся вспышками эпидемий, голодом в результате уничтожения посевов и запасов продовольствия, сократилосъ более чем в два раза — с 55 до 27 млн. человек, а по некоторым наиболее пессимистичным оценкам даже до 18 млн. человек.

Военно-политические бедствия усугублялись ухудшением климатических условий в Европе — VI век оказался относительно холодным. Упала урожайность зерновых. Существенно сократилось поголовье скота. Это привело к неблагоприятным изменениям в структуре питания жителей распавшейся империи. В пищу стали использоваться дикие травы, коренья, кора деревьев.

Долговременное ухудшение структуры питания, а также санитарно-гигиенических условий привело к неблагоприятным качественным изменениям населения. Сократилась средняя ожидаемая продолжительность жизни. В первую очередь, из-за возросшей детской и младенческой смертности. Существенно снизились физические параметры людей — масса тела у средневековых мужчин редко превышала 100 фунтов (около 45 кг), рост — 4,5 футов (142 см). Параметры женщин были на 10% меньше.

Речь, конечно, идет о средних значениях. Велизарий при росте менее 4 футов весил менее 100 фунтов, а Карл Великий был ростом около 7 футов, а весил 200—250 фунтов.

Ситуация стабилизируется в VII—VIII веках. Но это застойная стабилизация. Численность населения колеблется в пределах 30—35 млн. человек. В этот период города утрачивают свое экономическое значение. Даже ремесленники переселяются в деревни, которые на несколько столетий станут основным типом поселений в Европе.

Обычно деревня насчитывала от 10 до 30 дворов (50— 300 жителей), хутор — 1—5 дворов (10—30 жителей). Доля же собственно городского населения падает до 3—7%.

Торговля чахнет из-за непрекращающегося разбоя на дорогах и все сильнее натурализирующегося хозяйственного уклада. Патриархальная семья практически разрушена, и ей на смену приходит так называемый христианский брак.

Христианский брак

Христианская семья состоит из супружеской пары с детьми и может включать других близких родственников, не состоящих в браке — всего от 4 до 10 человек. Допускается семья, состоящая из вдовы и ее детей. А вот повторные браки не одобряются. Главой семьи, как правило, является мужчина. Властъ главы семьи, все еще значительная, существенно ограничена церковными нормами (таинство брака), традициями (приданное) и феодальными правами (например, право первой ночи). Так, например, в тех регионах, где вступление в брак без родительского согласия считалось недействительным, родитель, как правило, не имел права совершенно лишить своего ребенка наследства (приданного). И наоборот.

Рождаемость в средние века была очень высокой. Женщина от 15 до 40 лет рожала 12—15 раз с интервалом в 1,5—2 года. Техника предохранения от беременности и аборты были преданы церковной анафеме и частично забыты. Деревенские акушерки шельмовались как ведьмы,

Хотя имущественной правоспособности люди в средние века достигали относительно поздно, например, мужчины в Византии — только в 25 лет, брак можно было заключать достаточно рано: мальчикам — в 14—15 лет, девочкам — в 13—14 лет. В отдельных случаях католическая церковь освящала даже браки двенадцатилетних. Из числа брачных партнеров исключались родственники до 6 колена, крестники, сводные братья и сестры. Поэтому искать супругу своему сыну крестьянину зачастую приходилось достаточно далеко от места постоянного проживания. Это способствовало развитию межпоселенческих контактов, а точнее говоря, препятствовало их окончательному прекращению и полнейшей натурализации хозяйственной и общественной жизни.

Темные» века

Период с начала VI до середины VIII века часто именуют «темными» веками. Отчасти потому, что об этом периоде сохранилось относительно мало достоверных сведений, отчасти потому, что время это действительно было мрачным.

В «темные» века происходит деградация ремесел, деспециализация и натурализация хозяйства. Основные культуры — рожь, пшеница, овес, ячмень, бобовые, лен. Многие трудовые навыки, а также технологии и орудия труда, например ветряные и водяные мельницы, механические пилы, оказываются утраченными. Вновь возрождены они будут лишь спустя 500—1000 лет.

Кулачное право

Крушение Западной Римской империи привело к дезорганизации административного устройства Западной Европы. Осевшие в ее границах варварские племена имели значительно меньший уровень организации хозяйственной деятельности нежели римляне. Племенные вожди, военные предводители (герцоги) и дружинники захватили значительную часть пахотных земель, но полностью контролировать и оборонять их были не в состоянии.

Классическое римское право, защищавшее частную собственность, утратило свою силу. На его место на двести лет пришло «право сильного», «право меча и кулака». На дорогах свирепствовали разбойники, и торговля практически зачахла. Крупные бандитские шайки совершали набеги на города и даже монастыри, но добыча становилась все скуднее.

Постепенно отдельные предводители разбойничьих банд стали переходить от тактики разовых набегов на поселения — к постоянному «кормлению» на определенной территории. Они строили себе, естественно руками окрестных крестьян, укрепленные замки, как правило, на господствующей высотке или в излучине реки. Естественно, «оседлые бандиты» старались не допустить на свою территорию других бандитов и, таким образом, становились защитниками крестьян, которых они обложили данью. Не исключено, что в отдельных (и не единичных) случаях крестьяне сами призывали «свободных воинов» для защиты своих селений, предпочитая платить постоянную умеренную дань, а не подвергаться периодическому грабежу.

рошо укрепленных, зачастую не уступающих рыцарским замкам монастырях.

Благодаря этому монастыри становятся центрами ремесел и обменов, хранилищами продовольствия и товаров, а также знаний, книг, наук, образовательными и медицинскими центрами. Конечно, множество античных рукописей, особенно тех, что не согласовывались с христианской доктриной, было уничтожено, но другие, например работы римских агрономов, а также Платона и Аристотеля, дошли до наших дней именно благодаря тому, что бережно хранились и переписывались учеными монахами.

Став сосредоточением учености, включая практические знания, монастыри смогли взять на себя управленческо-организаторские функции: наблюдение за ходом сельскохозяйственных работ, устроительство праздников и даже судопроизводства.

Часть крестьян отдала свои земли под покровительство церкви, а сама перешла под церковную юрисдикцию. Некоторые были вынуждены так поступить под давлением светских феодалов, разбойников или самих епископов. Так, церковь постепенно превратилась в крупнейшего феодала, на долю которого приходилось от 30 до 50% всех сельскохозяйственных угодий.

Веденная в середине VIII века десятина — налог в размере 10% валового дохода крестьянина в пользу церкви — существенно укрепила ее экономическое положение.

Став административно-хозяйственными центрами, монастыри приобрели еще одну важную экономическую функцию — инвестиционно-кредиторскую. Они ссужали крестьян в натуральной форме — семенами, племенным скотом, орудиями труда, а феодалов — деньгами.

Несмотря на то, что ростовщичество сурово осуждалось как Ветхим, так и Новым Заветом, католическая церковь в Западной Европе превратилась в крупнейшего ростовщика, конкурирующего с ломбардцами и евреями, традиционно специализировавшимися на этом роде деятельности. Против последних позднее специально было организовано несколько массовых погромов, инициатива которых исходила от высших церковных иерархов.

Накопив значительные ресурсы, церковь смогла взять на себя важную социальную функцию — организацию приютов для обездоленных, стариков, детей, женщин.

Каролингское возрождение

Период с середины VIII по середину IX века в западноевропейской истории часто именуют «малым» или Каролингским возрождением. Его начало можно соотнести с деятельностью Карла Мартелла (715—741), который провел серьезную реформу государственного управления и землевладения. В связи с ограниченностью пахотной земли во владениях франков земельные пожалования дружинникам — бенефиции стали даваться не навсегда (в собственность— феод, лен), а на время службы, с тем, чтобы потом и можно было передать другому служилому — вассалу. В каждый крупный район, объединяющий несколько десятков деревень, назначался королевский представитель — граф, выполнявший судебные, административные и фискальные функции. Реформы Мартелла позволили создать сильное войско, состоявшее из закованных в броню конных рыцарей, объединить большую часть французских земель под властью короля, отразить натиск арабов, которым было нанесено поражение на границе с Испанией.

Наивысшей точки локальный социально-экономический подъем в Западной Европе достиг при Карле Великом (771—814). За четыре десятилетия его правления удалось закрепить феодальную систему землевладения, увеличить урожайность зерновых благодаря внедрению более рациональной системы землепользования с элементами ирригации. Он объединил под своей властью большую часть земель Западной Римской империи, включая территорию современных Франции, Западной Германии, Северной Италии, Бельгии и Голландии, Австрии и Швейцарии.

В империи Карла было восстановлено действие римского права, модифицированного с учетом особенностей традиционного права франков. Разбой на дорогах, впервые отремонтированных с римских времен, был практически прекращен, что сразу же стимулировало развитие торговли и ремесел, которые старались восстановить достижения античности.

Была проведена всеобщая, иногда насильственная, христианизация империи. Резко увеличилось число монастырей, а следовательно, и грамотных людей. Император поддерживал распространение грамотности среди мирян и оказывал покровительство наукам и искусству, которое также ориентировалось на античные образцы.

Карл Великий завершил земельную реформу, начатую Карлом Мартеллом. Вся земля империи была поделена приблизительно на 110 тысяч вотчин, в том числе: около тысячи крупных — по нескольку тысяч гектаров земли и порядка сотни деревень, около 10 тысяч средних — по нескольку сот гектаров земли и десятку деревень, порядка 100 тысяч мелких — по одной деревне и несколько десятков гектаров пахотной земли. Вотчинная земля делилась на две части: господскую — домен от 1/4 до 1/3 и надельную — крестьянскую, часть которой являлась собственностью отдельной семьи — аллод (дом, двор, огород, сад, виноградник, часть пахотного поля), а вторая часть оставалась в коллективной собственности общины — леса, луга, выпасы, часть пахотного поля.

Но вскоре после смерти Карла его империя была разделена на три части — условно говоря, французскую, германскую и итальянскую. А еще через несколько десятилетий в каждой из частей, а особенно во Франции, начались междоусобные войны, которые свели на нет практически все достижения Каролингского возрождения.

Можно выделить четыре основных типа крестьян периода Каролингского возрождения:

А — лично свободные, практически независимые от светской власти крестьяне, находившиеся под покровительством монастырей и экономически от них зависимые;

В — лично свободные колонны, арендующие часть земли бенефициариев-вотчинников и зависящие от условий аренды;

С — держащие в наследственном пользовании надел литы, находящиеся под покровительством феодала и обязанные ему;

Д — поземельно и лично зависимые сервы , практически рабы.

Постепенно различия между типами стирались и все крестьяне стали лично свободными, но экономически зависимыми, выполняли барщину и платили оброк.

Дата добавления: 2018-10-15; просмотров: 244 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Причины упадка и гибели цивилизаций

Арнольд Тойнби (1899—1975), английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются «неподвижными» уже на ранней стадии развития, почему не складывается цивилизация?

Для генезиса цивилизации, по словам А.Тойнби, необходимы два условия: во-первых, понимание роли творческого меньшинства в данном обществе; во-вторых, наличие среды, которая не очень благоприятна, но и не очень враждебна. Чтобы цивилизация состоялась, нужен «механизм взаимодействия вызова и ответа»: среда умеренно неблагоприятная, она бросает вызов обществу, а общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и решает проблемы: общество в движении, следовательно, уровень цивилизации не изменен.

А.Тойнби выделяет четыре цивилизации: дальнезападная (ирландская), дальневосточная христианская (несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская — все они родились мертвыми. А пять цивилизаций — полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская — застыли в своем развитии. Почему все это случилось?

Рост цивилизации — в самовыражении цивилизации, в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры. Растущая цивилизация — это социальное единство общества, где за творческим меньшинством следует, подражая ему, большинство. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет застывших социальных различий. Это — устойчивое целое, общество, где нет классовых битв, революций.

Почему же цивилизации надламываются, почему они распадаются? Основная идея двенадцатитомного «Исследования истории» А.Тойнби — идея цивилизаций. Он идентифицировал 32 цивилизации, в том числе 21 полностью развившуюся и раскрывшуюся. Все цивилизации индивидуальны и самобытны. Среди множества механизмов развития цивилизаций А.Тойнби выделяет механизм чередования статики и динамики, которые он обозначает китайскими символами Инь и Ян.

Вызов —и—Ответ — один из важных механизмов развития цивилизаций. А.Тойнби пишет: «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову» 128].

Механизм Ухода—и —Возврата особенно важен на стадии роста цивилизаций, это — «двухтактный» ритм творческих актов, составляющих процесс роста: уйти за кулисы исторической драмы, отступив, с тем, чтобы накопить силы и способности целого общества, отдельных личностей, внутренне преобразиться и затем с новыми силами ответить на брошенный вызов.

Механизм Раскола А.Тойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства. А.Тойнби видит тень фатализма, обреченности в непрерывном повторении одного и того же исторического круга бытия в циклической концепции. Он ищет, как не быть «вечными жертвами космической шутки», как внести смысл в повторение истории. И поскольку сама цивилизация в понимании А.Тойнби — это общая основа пересечения «индивидуальных полей действия множества людей», мыслитель XX века обращает свои надежды к человеческой деятельности, возможностям и свободе выбора. Знание прошлого — одна из будущих возможностей. Отсюда необходимость понять причины гибели прежних цивилизаций.

По мнению А.Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Природу этого он объясняет тремя причинами:

— упадком творческих сил меньшинства;

— ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

— утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Надлом цивилизации приводит к внутренней нестабильности в обществе, к росту социальной напряженности в нем.

Фаза упадка цивилизации распадается на три подфазы: надлом цивилизации, ее разложение, ее исчезновение. Все это длится века. Так, египетская цивилизация испытала надлом в XVI в. до н. э., а исчезла только в V в.н.э. Две тысячи лет она существовала в форме «окаменевший жизни и смерти».

Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства цивилизаций, если не всех, рано или поздно влечет их к конечному исчезновению. Такова природа упадка цивилизаций: творческое меньшинство теряет свою привлекательность, и большинство отказывается подражать и следовать ему. Меньшинство применяет силу (государство) для сохранения себя, но оно становится рабом своих косных установок и само ведет себя к гибели.

Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Одновременно раскол ведет к возникновению четырех типов личностей и «спасателей»: во-первых, появляются «архаисты», которые пытаются вернуть «былое», ушедшее и уходящее. Во-вторых, появляются «футуристы», намеренные силой (мечом) вернуть и удержать события. В-третьих, — «безразличные стоики», которые равнодушно взирают на все происходящее, они стоически намерены просто дожить до лучших времен. В-четвертых, неизбежны «преображенные религиозные спасатели», нашедшие опору в Боге.

Но все это, как считает А.Тойнби, — иллюзии. Единственный путь, который он находит верным, — это «путь преображения», перенос цели и ценностей в сверхчувственное «царство божье» — «от человека — к сверхчеловеку», «от града земного — к граду Небесному» как предельному итогу человека и цивилизации. На Западе эту теорию Тойнби изрядно критиковали. Так, Пити-рим Сорокин увидел в ней два главных «дефекта». Он нашел, что развитие цивилизаций по линии «генезис — рост — упадок» -это упрощенный подход. Это первое. И второе, против чего возражает П.Сорокин, — рассматривать цивилизацию как систему, а не просто скопление экономических, политических и социальных

отношений.

Живой цивилизацией А.Тойнби считает только одну цивилизацию — западную, все остальные либо мертвы, либо полумертвы. Для ряда цивилизаций он использует термин «окаменевшей цивилизации». Так, Китай, по мнению А.Тойнби, окаменел на одну тысячу лет, Египет — на 2 тысячи лет. А Рим прошел «путь непрерывного разложения с начала и до конца».

Таким образом, на Земле множество культур, и каждая способна придать всемирной истории неповторимый облик.

Литература

Гречко П.К. Концептуальные модели истории.— М., 1995. Гумилев Л .Н. Этносфера: История людей и история природы. — М.,

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.— М., 1991. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. Февр Л. Бои за историю.— М., 1991. Цивилизация (отв. ред. М.А.Барг).— М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993. — Т.1. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации.— М., 1991.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое «культурно-исторические типы цивилизаций» по
Н.Я. Данилевскому?

2. Почему, по мнению О.Шпенглера, культура завершается цивилизацией?

3. В чем видит А.Тойнби причины упадка и гибели цивилизаций?

ЛЕКЦИЯ 2.АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

/. Линеарная концепция.

2. «Осевое время» развития цивилизации.

3. Постмодернистская концепция.

4. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П.Блаватской.

Проблемы развития мировых цивилизаций составляют содержание ряда концепций — линеарной, спиралевидной, ковариантной («Осевое время»), постмодернистской, утопической.

Арнольд Тойнби в «Постижение истории» поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:

1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;

2) Наличие среды.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм взаимодействия Вызова и Ответа: среда умеренно неблагоприятна, она бросает вызов обществу, а общество через творческое меньшинство, успешно отвечает на вызов и решает проблемы: общество в движении, уровень цивилизации неизменен.

Растущая цивилизация — это социальное единство общества, где за творческим меньшинством, следует, подражая ему большинство. Механизм раскола Тойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства.

Таким образом, цивилизация сама кончает с собой. Природу этого Тойнби объясняет тремя причинами:

1. упадком творческих сил меньшинства;

2. ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

3. утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Фаза упадка распадается на три подфазы — надлом, разложение, исчезновение. Все это длится веками. Так египетская цивилизация испытала надлом в XVI в. до н.э., а исчезла только в V веке н.э., 2 тыс. лет она существовала в форме окаменевшей жизни и смерти.

Но как бы это долго, ни длилось, судьба большинства цивилизаций, если не всех, то рано или поздно влечет их к конечному исчезновению.

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций

1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI — XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.

Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер.

Динамика прогресса — основная идея О. Конта.

Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочка изменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворная необходимость, не подчиненная человеческой воле.

В XX в. американский политолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ”

Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию, на задворках которой — страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы, Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесь победил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”.

Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрало на совершенный путь развития — либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переносится на почву других цивилизаций.

Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса.

Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной» моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 больших периода — доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век. Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с ними существовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.

Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории» он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы, появился Будда. В Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и др. В Греции расцвет философии.

“Осевое время» знаменует исчезновение великих культур древности. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы, а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.

Ясперс выделяет в истории 4 среза:

1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае V — III тыс. до н.э.;

3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII — II в. до н.э.

4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-технической эры, которая приобретает стремительное развитие в XX веке.

“Ось мирового времени» — это третий срез, на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до “осевого времени» были лишь локальные истории.

2. Пост модернистская концепция.

Определений постмодернизма масса, но суть — резко негативное отношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей. Сторонники постмодернизма

считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководство человеческой жизнью.

Одним из самых известных специалистов по философии постмодернизма считается Жан-Франсуа-Лиотар. Каждая вещь состоит из линий, собранных в узел. Любимый образ пост модернистов — зигзаг. В историческом цивилизационном плане — никаких противоположностей у каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускать в любом направлении, по принципу — движения все, цель — ничто.

3. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П. Блаватской.

Блаватская первая опубликовала сокровенные учения Востока, на которых основаны все религии мира.

Ее труды “Разоблаченная Изида» и “Тайная Доктрина” сложны, и понять их могут только люди, обладающие определенной подготовкой.

“Тайная Доктрина” — общее название эзотерических (тайных, скрытых) учений древности.

Космос развивается по одному — единственному закону — закону Гармонии, который действует вечно в вечно пульсирующем мироздании. Вечным является и пространство, которое проявляет себя в Манвантаре — периоде “проявления”. На заре Манвантары происходит пробуждение миров, идет пронизывание пространства тонкими энергиями, волнами разных вибраций.

Эта волна жизни изливается в пространство от Всемирного Духа. Жизненный импульс дается для всей семеричной цепи миров или цепи планет.

Блаватская сравнивает расположение миров, включенных в процесс проявления, с семью бусинами, нанизанными на нить.

Достигнув первой планеты «А» жизненный цикл начинает развивать «минеральное царство». Ко времени завершения минерального периода на планете «А», планета «В» выявляется в объективность и привлекает к себе жизненный импульс, ставший излишком на планете «А». Ко времени завершения минерального периода на планете «В» завершается растительный период на планете «А». Минеральный импульс переносится на планету «С». С планеты «С» на планету «Д» (наша Земля). В то же время на планете «А» появляется человек — «бледная тень». С каждой планетой жизнь становиться все более грубой и материальной.

Когда человек последнего круга переходит к последнему миру, дух человека достигнет последней “бусины» в цепи планет и перейдет в конечную Нирвану (состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входит после смерти, если он достиг совершенства). Последний мир тоже переходит в субъективность, и так на Млечном пути рождение и смерть миров следуют друг за другом в торжественном шествии закона Гармонии. Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последней планете и человечество достигнет, а массе своей степени Будды и прейдет из объективного бытия в тайну Нирваны — тогда » видимое станет невидимым, конкретное возвратится к своему доцикловому состоянию атомического распадения». Наступит Пралайя, и ни человек, ни животное, ни даже растения не будут свидетелями ее. Только будут планеты с их «минеральными царствами», разложенными, но не уничтоженными, которые в свои сроки вновь соберут силы для начала новой Манванторы. Это продолжается бесконечно.

Блаватская утверждает, что человечество появилось одновременно в 7-ми зонах Земли, от семи прародителей, предков. Развитие человечества идет через 7 Рас (цивилизаций). Каждая раса имела свой, только ей предназначенный Материк и на нем только развивалась. Вместе с Расой умирает и ее материк. Конечно. Это длительный временный эволюционный процесс, и рядом долго сосуществуют старая и новая Раса.

1 материк — Несокрушимая священная земля. Этот материк никогда не уничтожался и не изменялся. Он сохраняется — это район Северного полюса.

2 материк — Гиперборейский — это земли от Северного полюса к югу.

3 материк — Лемурия. Их земля была на просторах сегодняшнего Тихого и Индийского океанов, доходила до Антарктиды. В этот период у Расы появляется скелет, происходит разделение полов.

4 материк — Атлантида — он соединял то. что потом стало отдельно Европой и Америкой.

5 материк — Европа — это земля пятой арийской расы. Родина арийской Расы — Северная Индия, но родились арийцы в Центральной Азии. Пятая Раса стала развиваться приблизительно 57 тыс. лет назад.

Первая Раса — «тени теней» или человек без формы. Пройдут тысячелетия, прежде чем призраки начнут уплотняться, набирая опыт земных ощущений. Появление разума как бы разделило человека на две природы. «Ум с сердцем не в ладу». Прекрасные, одухотворенные мысли и низменные животные желания — извечная борьба Добра и Зла. Первая Раса не нуждалась ни в еде, ни в питье, ни в продолжении рода. Она не умирала.

Первая Раса исчезла в теле своего потомства. Первым видом размножения было почкование. Зародыши — почки находились на родительском теле. Первой Расы и питались их естеством, до тех пор, пока » не съели» своих родителей. Со временем, когда человек стал покрываться плотным телом, внутреннее тело к моменту пробуждения разума, уже не было видно. Вторая Раса начала порождать детей другим способом: как бы «капли пота» выступали на оболочках-людях, это были её дети. Так было в начале Второй Расы, а в конце — капли пота стали твердеть. Вторая Раса — гигантские призрачные существа без чувств.

Третья Раса _ это уже не призраки, по Земле шагали гиганты 16 м, сверхчеловеческой силы. Вокруг них все было гигантский размеров. Когда у них появился разум, они перестал бесцельно бродить, создали цивилизацию. Она была величественнее современной. Третья Раса — это первая цивилизация нашей планеты. В это время на Земле была гармония. Лемурийцы обладали психической силой. «Третий глаз» перестал действовать во второй половине периода, когда раскрылись глаза человека. Двуединое яйценосное человечество существовало недолго. Двуединение разъединилось на женское и мужское. Существует две легенды о Гермафродите и племени Андрогенов.

Легенда первая об удивительном, прекрасном, чистейшем юноше, рожденном древнегреческими богами Мудрости и Красоты — Гермесом и Афродитой, дитя назвали Гермафродит. Юноша неописуемой красы купался однажды в источнике Эллады и прекрасная нимфа Салмакида влюбилась в него. Но юноша был бесстрастным, и тогда нимфа умолила богов слить её жизнь с любимым в одно существо.

Легенда вторая. Когда-то жило на Земле племя Андрогенов — прекрасное и бессмертное. Внутри человека была гармония (мужчина и женщина в одном человеке). Могущество племени увеличивалось, и Боги решились, испугавшись, на коварство. Они ночью напали на людей племени и, разрубив каждого на две половинки, разбросали вперемежку по всей Земле. И люди с тех пор ищут свою «половинку».

Итак, треть я Раса началась с духовного, а кончилась физическим. Первыми начали разъединяться животные. Двуединый человек тоже разъединился. Он сказал: будем, как они сочетаться и создавать себе подобных. И те, кто не имел искры (разума) сочетался с огромными самками животных, Те породили расу согбенных чудовищ. Зверь, в крови которого появилась человеческая кровь, оказался злым и агрессивным. Была нарушена первая космическая заповедь — «не убий».

Первые три Расы были людьми тонкого мира.

Четвертая — первые физические люди. Кожа бледно-желтого цвета, позже появятся краснокожие. Атланты были трехметрового роста, обладали огромной физической силой. Но логическое мышление у них отсутствовало. Часть четвертой рас породило потомство от самок другой получеловеческой расы. Отсюда и появился предок человекообразных обезьян. Это было духовное падение: атлант — отец обезьян. Был нарушен закон гармонии.

Странная мучительная загадка о первой жене Адама — Лилит скрыта св. Иоаном в его слове «зверь», упомянутом в Откровении. Ключ к этому находим в «Тайной доктрине» Е. Блаватской: «Очаровательная женщина с длинными волнистыми волосами — Лилит — человек — животное, или злой зверь».

На воздушных кораблях «Сыны-людей» были вывезены на Восток и Север, а все, кто осквернил Землю, были уничтожены: «Воды поднялись и покрыли Землю от одного конца до другого». Потоп произошел 850 лет назад (по Библии — 7,5 тыс. лет назад).

Шестая Раса появится после катаклизмов, первая серия которых уничтожит Европу и обе Америки — земли, связанные с границами нашего материка. Шестая тихо приближается, в течение тысячелетий появятся иные дети (аномалии), и их будет больше и больше. Когда теперешний тип человека будет рассматриваться как выродки, они вымрут, переживет лишь маленькая группа на островах — нынешних снежных вершинах. У Шестой Расы будет свой материк, наш уйдет на дно. Новая эпоха будет называться «Эпохой матери Мира» Е. Блаватская выделяет Норвегию, ибо именно в ней она видит признаки Новой Эпохи.

О великом предназначении человека.

В первых двух Расах и половине Третьей Расы смерти не было, было растворение в потомстве. Третья Раса с уплотнением физического тела примерно 18 млн. лет тому назад познала смерть. Физический мир дан человеку как арена опыта, где раскрываются божественные силы человека. Через испытания человек должен достичь цели — стать самосознающим духовным центром, стать высокодуховным и всесильным.

В Восточном эзотерическом учении жизнь — вечно сущее Единого Источника, из которого все исходит и куда все возвращается.

Как же реализовать себя?

Для начала по учению эзотерической философии, надо осознать всю ответственность своего пребывания в жизни: » Надо осознать и использовать шанс, чтобы продвинуться в эволюции, надо осознать, что наши земные ценности временны и иллюзорны, что жизнь дана не для прозябания, а для самосовершенствования». Способы совершенствования несложны и известны каждому человеку: пост, чистота мыслей, слов, поступков, временное молчание, чтобы дать говорить природе; вдохновенный труд и созерцание.

Г. СИДОРОВ О ТАЙНЕ ГИБЕЛИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В настоящее время в различных местах Земли обнаружено множество археологических артефактов, которые совершенно не вписываются в официальную версию истории и явно свидетельствуют о том, что в далекой древности на нашей планете существовали высокоразвитые цивилизации.

Но почему все свидетельства об этих цивилизациях тщательно скрываются и замалчиваются, а сами обнаруженные артефакты под любыми предлогами изымаются в частные коллекции или откровенно уничтожаются с помощью террористических организаций фанатичных религиозных радикалов? Не для кого не секрет, что и эти террористические организации создавались, вооружались и продолжают финансироваться за счет структур, подконтрольных т.н. «мировому правительству». Не секрет, что и множество артефактов древних цивилизаций оседает в частных коллекциях правящих и богатейших семей Земли, подконтрольных клану темных жрецов и их негуманоидных хозяев.

Во-первых, представители «элитки» с помощью подконтрольных им секретных научных институтов, стараются раскрыть секреты этих цивилизаций и использовать их достижения в своих корыстных целях. Это — одна причина, по которой само существование этих цивилизаций в далекой древности тщательно скрывается от простого народа.

Вторая причина связана с тем, что любой зравомыслящий человек, зная о наличии высокоразвитых цивилизаций древности, задумается над причиной их гибели. А раз задумается, то постарается избежать их трагических ошибок. Но именно это и не нужно негуманоидным хозяевам нашей мировой «элитки», поскольку, их далеко идущие планы связаны с полным уничтожением человечества его же собственными руками. И именно для этого с помощью своих слуг они опять пытаются столкнуть лбами в мировой термоядерной войне потомков Атлантиды и Арктиды-Орианы в лице нынешней англосакской империи и России.

Потому, именно распространение знаний о тех далеких событиях может помочь человечеству осознать эти преступные планы и позволить себе в очередной раз «не наступить на те же грабли» мирового термоядерного конфликта, как это уже не раз происходило в настоящей истории человечества. В этом аспекте могут быть весьма полезными сведения о тех далеких событиях, полученные российским путешественником, биологом, антропологом Г.Сидоровым в одной из общин хранителей традиции древней Арктиды-Орианы.

Вот, что ему поведал старейшина этой общины: «О древней прародине ты наслышан. О том, что двенадцать тысяч лет назад уровень Мирового океана был на полторы сотни метров ниже нынешнего, ты тоже знаешь. Почему так было? Как известно, в Атлантике лежал материк Атлантиды, а в Тихом океане гигантский Му. Во время великой войны и катастрофы оба материка, один за другим, опустились: сразу Великая Атлантида, постепенно, в течение тысячелетий, — Му.

Это разрушение и подняло воды океанов на современный уровень. Наша прародина — легендарная Ориана — была в основном страной равнинной. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту дна Северного ледовитого океана… С одной стороны, Великая северная равнина ушла под воду из-за подъема уровня Мирового океана, с другой, по причине воздействия на тектоническую платформу материка мощного сейсмического оружия. Более свирепого, чем любое атомное…

Примечательно то, что и сейсмическое, и климатическое оружия действуют по одному и тому же принципу… Все дело в ионном слое нашей стратосферы. Благодаря магнитному полю Земли, в ионосфере накапливается гигантское количество свободной энергии. Тех активных ионов, которые приходят к нам в виде солнечного ветра. Такой вот необозримый океан звездной энергии. Ее столько, сколько способно держать наше земное магнитное поле. Причем запас ее неистощим, так как тут же пополняется солнечным ветром.

Ты, наверное, слышал, что древние цивилизации обходились без проводов? Энергии у них было более, чем достаточно. Камень наши предки резали как масло, глыбы в сотни тонн передвигали без дорог на любые расстояния, не имея ни столбов, ни линий электропередач, ни электростанций!!! О чем это говорит? Да о том, что электроэнергию древние черпали из ионосферы планеты.

Это был путь развития их цивилизации, до которого нашему современному социуму очень далеко! Как видишь, все просто, вот он — источник неисчерпаемой энергии… О нем догадался один лишь Никола Тесла… Кроме того, Тесла понял, что может натворить эта гигантская энергия, если попадет в руки дегенератов-политиков. Возможно, до него дошло устройство климатического и тектонического оружия… Скорее всего, именно так, поэтому он после 1908 года и прекратил свои опыты…

В том году с использованием ионосферы по Земле был нанесен невиданной силы удар. Расчеты некоторых ученых показывают, что сила его была равна по мощности пятистам атомным бомбам средней величины… Бытует мнение, что феномен тунгусского дива организовал сам Тесла. Но это не так. Если бы он что-то подобное и пытался произвести, то это случилось бы где-нибудь в Антарктике или на Гренландии. Взрыв так называемого тунгусского метеорита — не его рук дело…

В августе 1908 года в районе Подкаменной Тунгуски параллельной цивилизацией негуманоидов с использованием энергии земной ионосферы был уничтожен некий, чудом уцелевший от великой древней войны «богов» и «титанов», артефакт. То, что он там был, еще недавно помнили старики эвенки. Я не говорю о наших хранителях. Те с ним работали, и частично он был ими спасен. Кстати, это ведь совсем недалеко от Вилюйской долины смерти. От места захоронения странных куполов…

Вышеназванная сила сработала под Николу Тесла… Заодно она ему показала, чем могут закончиться и его опыты. Потому-то гений в спешном порядке и свернул свою работу. Были и другие факторы воздействия, например, финансовый… Но о них не стоит. Мы с тобой говорим о другом. О том, что используя силу ионосферы, можно не только утопить материки, но и расколоть пополам планету.

Просто для этого необходимо активировать электромагнитными колебаниями высокой частоты определенную часть плазменной оболочки ионосферы. Чтобы между ней и поверхностью Земли возникла разность потенциалов. Вследствие чего возмущенная часть ионосферы обрушит свой избыток энергии на Землю. Здесь все зависит от силы заряда.

Если он будет сравнительно небольшой, то его воздействие может создать в атмосфере ядро мощного рукотворного тайфуна. Такой тайфун, раскручиваясь по спирали и набирая силу из ионосферы, способен за пару часов стереть с лица Земли любой мегаполис, а то и небольшую страну. Но если заряд энергии, обрушившийся на Землю, окажется гигантским, то он легко проникнет к ядру планеты. В результате чего может развалиться на куски любая литосферная плита. Со временем вся эта груда мусора опустится на дно океана.

Давай теперь вспомним материк Атлантиды… Последние десять-двенадцать миллионов лет он держался, что называется, «на честном слове». Почему? Да потому, что образовался он от давления на земную кору с одной стороны сиалевой плиты двух Америк, с другой — плиты африканской и евро-азиатской. Континент Атлантида появился примерно в Триасе в результате вспучивания дна Атлантики. Но, как ты знаешь, Американский континент уплывает от Европы и Африки к западу, примерно, как считают многие ученые, на 1,8 сантиметра в год. Следовательно, те силы, которые долгое время удерживали континент Атлантиду на плаву, по прошествии миллионов лет иссякли.

Первая древняя Великая война атлантов с нашими предками и показала это. Тогда, сорок тысяч лет назад, под воздействием лучевого и термоядерного оружия, часть материка Атлантиды, в основном юго-западная, погрузилась на дно Атлантики. Вторая ее часть ушла под воду сравнительно недавно, где-то 12-13 тысяч лет назад, но уже от другого оружия, от климатического и сейсмического. Туда же отправился и гигантский Му.

Наши продажные ученые придумывают версии различных комет и метеоритов. Обманывают сами себя и нас. Лучше бы они спросили о последней земной катастрофе у иллюминатов и масонов высшего посвящения. Эти ребята владеют подлинной информацией. Потому они ее так тщательно и скрывают от общества. С их подачи было придумано, что уровень Мирового океана поднялся по причине таяния гигантских ледников, что якобы сейды — каменные столбы, указатели и письмена древних — сложены не руками человека, а тем же таявшим льдом. Что на Земле вообще не было никаких древних цивилизаций…»

Ну да, это очень удобно — выдумать версию истории, выгодную правящим семьям Земли и их хозяевам. Отсюда исходит и теория Дарвина, отрицающая «звездный след» в появлении человечества на нашей планете и сама официальная версия истории, отрицающая наличие древних высокоразвитых цивилизаций, а следовательно, скрывающая и причины их гибели.

Древние мифы говорят, что причиной гибели Атлантиды стал переход ее жречества и правящих кругов к темным культам человеческих жертвоприношений. И тут не обошлось без воздействия негуманоидного разума на сознание верховных жрецов Атлантиды. Подчинив себе сознание «верхушки» Пирамиды Власти атлантов, эта недружественная человечеству сила, организовала нападение Атлантиды на арктическую прародину всех людей белой расы — Ориану. И подобное происходило уже дважды в ходе мировых войн 40 и 12 тысяч лет назад. В результате — каждый раз гибло большое количество людей, а те, кто выжили, откатывались в «каменный век».

Нечто подобное контролируемая все теми же силами правящая «элитка» Новой Атлантиды готовит нам и сейчас. Для того и построены ими по всему миру подземные города-убежища, чтобы представители этой «элитки» могли пересидеть в них ядерный и климатический апокалипсис. И если они не откажутся от претворения в жизнь планов своих хозяев, то человечеству для своего спасения придется пожертвовать этой самой предавшей его интересы «элиткой». Иначе новой беды не избежать.

Вот, что еще сказал Г.Сидорову старейшина общины потомков Орианы: «Опять та же расстановка сил: древняя Атлантида возродилась в США. Ее естественным союзником, как и двнадцать тысяч лет назад может стать Западная Европа. Россия же, хотят того наши правящие круги или нет, является наследницей Орианы-Гипербореи. И в естественных союзниках у нас, как и тысячи лет назад, народ Ирана, Индии, Африки».

Таким образом, история повторяется. И этот очередной ее виток вскрывает сценарий многотысячелетнего плана по уничтожению человечества. Но нужно ли нам людям, продолжать играть в игры, придуманные для нас негуманоидным разумом? Не лучше ли убрать с нашей планеты самих «сценаристов», подготовивших для нас «игру» в самоуничтожение? Задумайтесь над этим хорошенько, если не хотите в очередной раз сыграть приготовленные вам роли «жертвенных баранов».

3.3. Упадок и гибель античного мира

Первоначально ведущая роль, или гегемония, в средиземноморской античной системе принадлежала грекам. Высшей степени расцвета древнегреческое серварное общество достигло в V в. до н.э. Но этот же век был началом упадка Греции, который явственно обнаружился после знаменитой Пелопоннесской войны, которая в течение 27 лет (431-404 гг. до н.э.) велась между двумя объединениями полисов: Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой.

В последующем гегемония в античной зоне перешла к Риму. В результате римской экспансии возникла грандиозная держава, охватившая все центральное историческое пространство, исключая лишь самую восточную его окраину — Парфию. Но если самый крайний восток центрального исторического пространства оказался вне границ Римской державы, то зато это пространство значительно расширилось за счет внешней периферии, как классовой, цивилизованной, так и варварской, предклассовой (значительная часть Западной Европы, включая территорию нынешней Англии, некоторые районы Центральной Европы и Северной Африки). Включение в состав Римской державы, а тем самым и центрального исторического пространства областей, население которых было на предклассовой стадии развития, сопровождалось приобщением их к цивилизации. Наряду с эллинизацией на всем пространстве Римской державы шел процесс романизации.

С утверждением Римской державы на долгие века стали безнадежными все попытки избавления как покоренных народов, так и социальных низов ее населения от непрерывно возраставшего гнета. Поиски выхода из безвыходного положения привели к возникновению христианства — сотериологической религии, ставшей позднее мировой. В нем иудейский мессианизм был слит с восточными культами умирающих (точнее — умерщвляемых) и воскресающих богов. В результате в христианстве соединились две сотерические идеи: идея сверхъестественного спасения от зла и идея сверхъестественного восстановления справедливости. Если первоначально христианство было религией социальных низов, то по мере упадка античного мира оно стало находить последователей и в других слоях общества.

3.3.2. Упадок античного мира

Необходимым условием существования серварных обществ была непрерывная экспансия. А этой экспансии рано или поздно с неизбежностью должен был прийти конец. Одна из важнейших причин — изменение структуры этих обществ. Ядром античного социоисторического организма была полисная община, состоявшая в большинстве своем из свободных крестьян. Развитие серваризма вело к разорению и обезземеливанию крестьян и соответственно к резкому обострению социальных противоречий. Это делало все менее возможной успешную экспансию и тем самым вело к сокращению, а в последующем и к прекращению притока рабов извне. Уменьшение доли работников в составе населения означало падение продуктивности общественного производства. С понижением уровня развития производительных сил общество вступало в полосу регресса.

При этом рабство могло сохраняться, но уже в эндогенной форме. Подобного рода рабство не только не имело преимущества, а, наоборот, как способ создания прибавочного продукта уступало другим формам эксплуатации человека человеком. Поэтому эндогенное рабство в отличие от рассмотренного выше экзогенного никогда и нигде не было господствующим способом производства.

Эндогенное рабство никогда не существует как самостоятельный уклад. Оно — всегда элемент доминарного, магнарного или доминомагнарного укладов. Чаще всего рабы становились магнарно-зависимыми работниками. В таком же положении рано или поздно оказывались и разоренные и потерявшие землю крестьяне. Экзогенное рабство уступает место доминомагнаризму.

В Греции кризис общества начался еще в V в. до н.э., что во многом способствовало ее подчинению вначале Македонии, а затем Риму. В Риме переход к серварной формации произошел на несколько веков позднее, чем в Греции. Соответственно позднее начался и ее кризис. Выразился он в начавшейся на грани I и II вв. н.э. постепенной сменой рабовладельческих отношений доминомагнарными. Именно доминомагнарный уклад имеют в виду историки, когда говорят о колонате. Однако серварные отношения полностью не исчезли. Они продолжали еще долгое время сохраняться, но уже в роли второстепенных.

А еще раньше, в I в. до н.э. — I в. н.э., началось постепенное обволакивание всех существующих социально-экономических связей политарными. На поверхности это выразилось в переходе Рима от республики к империи. Становление политаризма невозможно без постоянного, систематического террора. В этом заключена глубинная причина и проскрипций, начало которым положил Луций Корнелий Сулла, и политики массовых репрессий Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона. Завершение становления политаризма нашло свое внешнее выражение в смене режима принципата, при котором формально сохранялись республиканские институты, доминатом — откровенным единодержавием.

Результатом почти полного исчезновения экзогенного рабства было резкое падение производительных сил общества. Произошло их возвращение чуть ли не к исходному уровню.

Все это прежде всего относится к западной части Римской империи, которая входила в состав античной зоны центрального исторического пространства, ибо восточная ее часть, исключая Грецию, всегда была в основном политарной и составляла периферийную зону этого пространства. Но процесс политаризации довольно далеко зашел к тому времени и в Греции, которая вступила в полосу кризиса задолго до Рима. Различие социально-экономических отношений на западе и востоке Римской державы, принадлежность их к разным зонам обусловил распад в 395 г. н.э. империи на две части и разную их историческую судьбу.

Восточная Римская империя (Византия), отчасти давно уже бывшая, отчасти ставшая к V в. н.э. политарным обществом, сохранилась. Политаризм в Византии носил своеобразный характер. В целом ряде отношений это общество отличалось от обычного древнеполитарного, но в главном и основном оно относилось к тому же самому типу. Это нашло свое выражение и в том, что на протяжении тысячи лет своего бытия Византия пережила несколько периодов подъема и упадка. И византийское древнеполитарное общество, как и любое другое общество данного типа, было тупиковым.

Для последнего периода эволюции вначале западной части Римской империи, а затем самостоятельной Западной Римской империи было характерно сосуществование политаризма и магнаризма. Западноримский политаризм существенно отличался от обычного палеополитаризма. Он возник и существовал как своеобразная надстройка над социально-экономическими отношениями иного типа, вначале серварными, затем доминомагнарными, а еще позднее просто магнарными. И западноримский магнаризм был во многом иным, чем магнаризм в древнеполитарных обществах. Этот уклад не возник заново в рамках чисто политарного общества, а появился в результате трансформации серварного уклада, который существовал еще до становления политарных отношений.

В позднем западноримском обществе политарный и магнарный уклады не просто сосуществовали. Можно говорить о своеобразном симбиозе этих двух укладов, который и определял специфику этого общества. Оно относилось к особой дуалистической, симбиотической, химерной параформации, которую можно назвать античнополитомагнарной.

Как уже указывалось, в любом классическом древнеполитарном обществе совмещение политарных отношений с магнарными нарушало его внутреннее равновесие и обрекало на развал. Неустойчивым был симбиоз политаризма и магнаризма и в позднем западноримском обществе. Все это неизбежно должно было бы завершиться его распадом. Трудно сказать, что последовало бы за ним.

В древнеполитарных обществах, в которых упадок не приводил к гибели цивилизации, обычно рано или поздно начинался процесс возрождения и развития политарных отношений, и они вступали в период нового подъема. Во всяком случае, трудно было ждать зарождения в недрах западноримского общества принципиально новых социально-экономических отношений, которые обеспечили бы подъем человечества на новую стадию развития.

Таким образом, в развитии общества, которое обычно называют античным, сменились три разных социально-экономических типа: (1) общество пресерварное (предсерварное), доминомагнарное, (2) общество серварное и (3) общество постсерварное, античнополитомагнарное. Последнее не было способно к прогрессу.

Казалось, развитие человечества зашло в тупик. Но, кроме древнеполитарных обществ и зашедшего в тупик античного общества, продолжали существовать предклассовые социоисторические организмы, причем разнообразных типов, составлявшие своеобразный исторический резерв.

3.3.3. Великое переселение народов и гибель античного мира

Западная Римская империя была обречена на гибель. И она с неизбежностью рухнула. Решающую роль в ее падении сыграли германцы. Вторжение германских племен и союзов племен на территорию Римской империи было составной частью Великого переселения народов, в котором участвовали и другие демосоциорные ассоциации и союзы: гунны, сарматы, славяне и т.д. Все эти народы находились на стадии предклассового общества. Их общества были не геосоциальными, а демосоциальными, т.е. мобильными, способными перемещаться с одной территории на другую. Великое переселение народов было перемещением демосоциорных союзов, сверхсоюзов и прадержав.

Пролог Великого переселения народов относится к I-III вв. н.э. В конце II — начале III вв. с северо-запада Европы к Черному морю двинулись восточногерманские демосоциорные союзы и сверхсоюзы: готы, бургунды, вандалы. Переселившись в причерноморские степи, готы стали ядром обширного сверхсоюза, включавшего в себя также местные гето-фракийские и славянские племена. В середине III в. этот сверхсоюз начал опустошительные вторжения в восточные провинции Римской империи. Варварами были наводнены Фракия и Македония.

Почти одновременно к границам Римской империи начали передвигаться западногерманские союзы и сверхсоюзы. Алеманны переселились на территорию между верхним Рейном и Дунаем и начали совершать частые нападения на Галлию. В 261 г. они захватили римскую провинцию Рецию и, двинувшись в Италию, дошли до Медиолана (Милана). В 258-260 гг. в Галлию вторглись франки.

В IV в. началось собственно Великое переселение народов. Толчком к нему послужило вторжение пришедших из Приуралья кочевых скотоводов — гуннов. Перейдя Дон, они в 375 г. разгромили державу Эрманариха, ведущую роль в которой играли остготы, двинулись дальше на запад и, в конце концов, обосновались в Паннонии.

Решающую роль в судьбах Западной Римской империи сыграли передвижения германских союзов и сверхсоюзов. В конце IV в. теснимые гуннами вестготы перешли Дунай и с разрешения римских властей поселились в Цезии. Первое их восстание против притеснения римлян было подавлено. В начале V в. они вновь восстали и двинулись в Италию. В 410 г. вестготами был взят и разграблен Рим. Затем они заняли Южную Галлию, где в 418 г. и основали первое на территории Западной Римской империи варварское королевство — Тулузское. В дальнейшем вестготы завоевали Испанию, но при этом были вытеснены из Галлии.

Вандалы, поселившиеся в начале V в. вместе с аланами в Испании, в 429 г. под натиском вестготов переправились в Северную Африку, захватили ее и основали там свое королевство. Алеманны, перейдя Рейн, овладели территорией современной Юго-Западной Германии, Эльзаса и большей частью Швейцарии. Бургунды, заняв в середине V в. весь бассейн Роны, образовали Бургундское королевство. Франки, продолжая свои завоевания в Галлии, положили в конце V в. начало Франкскому государству. Будучи господствующей группой, франки составляли в Галлии меньшинство и в дальнейшем были ассимилированы местным галло-римским населением.

В течение всей первой половины V в. обосновавшиеся в Паннонии гунны опустошали Переднюю Азию и Европу, пока не были в 451 г. разбиты на Каталаунских полях (Галлия) объединенными силами римлян, вестготов, франков и бургундов, возглавляемых римским полководцем Аэцием.

В результате варварских нашествий Западная Римская империя рухнула. В 476 г. она и формально прекратила свое существование: был низложен последний римский император Ромул Августул. В V в. н.э. античному обществу пришел конец.

Предыдущая |

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *