Про синий цвет

masterok

Простой казалось бы вопрос. Да? Ведь символы государства изучают и в школе и в институте и в армии. Лично проверял, даже в садике у моего ребенка висит и флаг и герб и портрет Президента (сразу казарма вспомнилась). Кстати, вот мы как то обсуждали зачем во время траура приспускают флаги. Но сейчас не об этом.
Если об истории флага вы наверное имеете какое то представление (ну типа Петр первый его решил использоваться), то все же знаете почему там именно три цвета и почему цвета именно такие? Можете четко ответить?
Если нет, то предлагаю вам узнать это …
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Официального толкования значения цветов флага России не существует.
Неофициально чаще всего встречаются три трактовки цветов, но ни одна из них не может рассматриваться как истинная, все они являются исключительно чьим-то субъективным мнением:
1) красный цвет — державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости;
2) еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый — цвет Белой Руси (Белоруссии), синий — Малороссии (Украины), красный — Великороссии.
3) белый цвет — мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Так почему же не существует официальной трактовки цветов Российского флага? Может история его появления пояснит этот казус …
В России до второй половины XVII века не было геральдической традиции по европейскому образцу (у дворян существовали разного рода эмблемы (и личные и родовые), как русские самобытные так и принятые под влиянием соседних татарской, польской, литовской и немецкой традиций, но эти эмблемы ещё не оформились в полноценные гербы в европейском смысле слова). При этом нельзя сказать, что Россия отставала в этом вопросе от европы- она просто ишла по другому пути. Цари имели свои стяги с изображением эмблем и святых покровителей но по европейским стандартам это были скорее личные штандарты, а не государственные флаги.
Поэтому, когда для внешних связей потребовалось создание гербов и флагов по европейским обычаям, в России немного растерялись и возможно подошли к этому немного легкомысленно, начав российскую вексиллологическую традицию «с нуля». Примечательно, что если бы тогда Россия пошла бы по пути развития собственных традиций, а не копирования западных, то красный флаг (возможно, с золотым двуглавым орлом) появился бы на несколько веков раньше Советской власти.
Но т.к. история не терпит сослагательных наклонений давайте вспомним, как мы оказались именно под таким флагом.
В 1634 году ко двору Михаила Фёдоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III. Кроме дипломатических вопросов, посольство также решило вопрос о постройке на Волге десяти кораблей для путешествия в Персию.

Первый корабль, «Фредерик», был спущен на воду в 1636 году. Срок его корабельной жизни был недолог, но шёл он под голштинским флагом, подозрительно похожим на наш нынешний триколор.
Так трёхцветный флаг был явлен взору русского человека, но пока это был не русский флаг, русским (или почти русским) он стал при Алексее Михайловиче.
Алексей Михайлович выбрал этот флаг для первого русского фрегата «Орел». Голландский инженер Давыд Бутлер испросил у царя, какой флаг ставить на корабль.
Своего флага у России ещё не было, да и команда фрегата состояла целиком из голландцев, поэтому не долго думая решено было поставить флаг, идентичный голландскому, что, конечно, по меньшей мере странно.
Выйти под протестантским флагом в море для тогдашних русских моряков, которые на 80 процентов состояли из поморов, было равносильно тому, если бы они еще взяли на борт эскорт женщин, принесли торжественное жертвоприношение чайки прямо на палубе, установили несколько гробов в трюме и нарушили другие приметы.
Вывод отсюда напрашивается один: на «Орле» не было ни одного православного. Хотя, корабль он и есть корабль. Корабельные флаги раньше были полной формальностью, их меняли перед заходами в порты, торговлю нельзя было подвергать угрозе.
В общем и целом, триколор впервые появился на русском корабле по случайности, доходящей до абсурда.
Флаг Царя Московского
Однако достоверно известно, что впервые флаг, состоящий из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, был поднят в 1693 году Петром I на 12-пушечной яхте «Святой Петр» во время плавания в Белом море. На петровский триколор был нашит двуглавый орел.
Этот флаг более известен как «Флаг царя Московского». Он дошел до наших дней и сейчас хранится в Центральном военно-морском музее Минобороны как национальная реликвия.
Появление триколора при Петре тоже нельзя объяснить мудростью выбора правителя. Просто он очень любил Голландию. Настолько сильно, что многие придворные после возвращения Петра I из великого посольства подумали, что его подменили.
В Роттердаме Петра ждал построенный по заказу Петра фрегат с голландским флагом. Он настолько понравился Петру, что тот решил не менять и стяг.
Триколор оставался символом России и ее флота вплоть до завершения правления Петра Первого. В 1712 году Андреевский флаг заменил триколор, а Россия оказалась и вовсе без государственного символа. 11 июня 1858 года Александр II провозгласил свои указом флагом Российской Империи черно-желто-белое полотнище. Именно этот триколор стал первым официальным и законодательно утвержденным флагом России. Историки полагают, что выбранная императором расцветка продиктована австрийским влиянием на венценосную особу. В любом случае черно-желто-белый флаг русский народ не принял. Вот тут подробнее про историю «имперского флага»
На тот момент в империи одновременно существовал официальный флаг, олицетворяющийся с Австрийским престолом и бело-сине-красное полотнище, используемое еще в память о Петре Первом. Александр III разрешил эту дилемму своим постановлением. Таким образом 28 апреля 1883 года официальным флагом России стал бело-сине-красный триколор. Черно-желто-белое полотнище же перешло к династии Романовых, став их личным стягом. На смену триколору после октябрьской революции пришло красное знамя, на котором позднее появились серп и молот.

Почему три цвета?
Три цвета на российском флаге связано с геральдической модой, идущей ещё от меровингов. На знамени франкского короля Хлодвига было три жабы, обозначающие трёх матерей, три расовых типа, три психологических модели мировоззрения: Фрейю, Лиду и Финду.
Позже жабы были заменены лилиями, символизирующими сначала Деву Марию, а затем Святую троицу. Единого значения символики цветов российского флага не существует.
Каждый волен верить в то, во что ему захочется, но показательно, что расцветка российского флага могла бы быть и другой.
Изначально флаг голландцев был не красно-сине-белым, вместо красного цвета был оранжевый.
Сменить оранжевый цвет на красный голландцев побудила, по официальной версии, революция, по бытовой – то, что оранжевый цвет, выцветая, приобретал совсем уж интересные тона, вплоть до зелёного, и флаг был похож на популярный сегодня в определённых кругах «радужный флаг».
1 — Россия,
2 — Словения (1991 г.),
3 — Словакия,
4 — Сербия,
5 — флаг Государственного Сообщества Сербии и Черногории,
6 — Люксембург, Нидерланды,
7 — Хорватия,
8 — флаг республики Герцег-Босна в мусульманско-хорватской федерации Республики Босния и Герцеговина.
Почему другие славяне тоже под этим флагом?
Официально существует три версии того, из-за чего»наши цвета» присутствуют и на флагах других народов, участвовавших в середине XIX века в панславянском съезде.
Две из них абсурдные, одна — истинная.
По первой версии — цвета заимствованы не с российского торгового флага, а с флага Франции, и олицетворяют они, соответственно, свободу, равенство и братство.
Конечно, это не так. Николай I, имеющий об этих трёх ценностях своё представление (в корне отличное от идеалов французской революции) вряд ли бы допустил такой генезис.
Вторая версия и того слабее: цвета эти достались панславянам от герцогства Крайна, которое по площади с три Москвы.
Наконец, главная версия — это «русский генезис». Спонсорство и поддержка со стороны России — основная причина триколора в национальных флагах славянских народов.
Почему этот флаг выбрало Временное правительство?
Оно его фактически и не выбирало. Оно его просто не меняло. На Юридическом совещании в апреле 1917 года флаг было решено оставить в качестве национального.
На майском заседании Временного правительства вопрос о флаге был отложен «до разрешения Учредительным собранием».
По факту, триколор оставался национальным флагом до Октябрьской революции, юридически — до 13 апреля 1918 года. когда было принято решение об установлении флага РСФСР.
В период Гражданской войны триколор был флагом Белых, Советская армия сражалась под красным флагом.
Почему этот флаг выбрал Власов?
РОА и РННА состояли, по большему счёту, из белоэмигрантов. Совсем не удивительно, что именно флаг царской России был использован Власовым.
Для борьбы со сталинизмом и большевизмом (именно так Власов оправдывал своё предательство) лучшего флага было просто не сыскать. Триколор даже участвовал в параде РОА в Пскове 22 июня 1943 года.
Почему этот флаг выбрал Ельцин?
Первым, кто после Власова использовал триколор был Гарри Каспаров. Во время матча на первенство мира с Анатолием Карповым (который играл под советским флагом), Каспаров выступил под красно-бело-синим флагом.
Шла перестройка и Гарри Кимович, очевидно, чувствовал, откуда и куда дует ветер. Тот матч Каспаров, кстати, выиграл. Через год выиграл и флаг. На путч (случайность, наверное), пришли люди с красно-бело-синими флагами.
Ветераны, которых 20 лет назад было гораздо больше, и которые тоже были в толпе у Дома Советов испытали недоумение: они помнили историю полувековой давности.
Один из флагов оказался на танке с Борисом Николаевичем. Интересно, что мемориал Ельцина на Новодевичьем кладбище представляет из себя огромный триколор. Флаг, который вернулся с путчем 1991 года.
источники
https://geraldika.ru/symbols/1
http://russian7.ru/post/chto-oznachayut-polosy-na-rossiyskom-fla-2/
http://1-vopros.ru/383-chto-oboznachayut-cveta-rossijskogo-flaga.html
>

Что означают цвета российского флага

История государственного флага Российской Федерации: что обозначают его цвета

До начала 17 века в нашей стране не было государственного стяга. Алексей Михайлович, правитель династии Романовых, предвосхитивший интенсивную деятельность Петра I в этом направлении, руководил строительством русского флота. Когда специалист по кораблестроительному делу, голландец Давид Бутлер создал первое военное судно «Орёл», он попросил знамя, который будет поднят по этому поводу.

Согласно традициям западных государств, корабль должен был быть отмечен каким-нибудь знаменем. Растерявшийся царь поинтересовался мнением иностранных мастеров и те предложили тот вариант, который был принят у них на родине. Он выглядел как разноцветное полосатое полотно, части которого были красного, белого и синего цветов. Расцветка повторяла ту, что была на гербе столицы, это понравилось Алексею Михайловичу и он внял подсказке, заказав для кораблей полотнища этих оттенков.

Символика современного российского флага в то время означала следующее.

  • Белый цвет в это время был символом свободы.
  • Синий традиционно связывался с образом Богоматери, покровительствующей защитникам Русской земли.
  • Красный ассоциировался с мужеством и храбростью тех, кто готов погибнуть за родину.

Когда к власти пришел Пётр I, он издал указ, который изменил расцветку полотна, поднимаемого на русских военных кораблях. Они теперь ходили под знаменем белого цвета, крест-накрест перечеркнутого синей лентой – флагом Андрея Первозванного.

Царь почитал этого святого. В то время в стране был учрежден орден его имени, который в 1998 был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Император даже добавил этот орден на шею двуглавому орлу, изображенному на гербе. Таким образом, трехцветное полотно начало подниматься исключительно на торговых судах.

С историей появления триколора связана морская байка. Согласно ей матросы, которые путались в порядке цветов на знамени, подвергались неприятному телесному наказанию. По приказу командования провинившихся должны были высечь. Смекалистые моряки придумали своего рода «шпаргалку», слово «БеСиК» (белый-синий-красный). Легенда утверждает, что после этого количество наказаний сильно сократились.

Еще один исторический факт, связанный с «морскими» похождениями триколора имеет более позднее происхождение. В начале 19 века русская экспедиция на побережье Южного Сахалина впервые заменила традиционный памятный крест, который ставили на новых покоренных землях, на два флага: Андреевский и Российский.

Однако ни первый, ни второй по-прежнему не был признаны официальными государственными символами. Знамя, которое бы легитимно демонстрировало страну было выбрано только к XIX веку. Оно сильно отличалось от того, к которому мы привыкли.

Один из главных представителей геральдической палаты, барон Бернард Кёне, уговорил Александра II сделать штандарт таким же, как и герб. Была выбрана черно-желто-белая расцветка, она и означала цвета флага российской империи, что пролилось до середины 19 века. Это нововведение не было принято народом, потому что новый символ очень напоминал символ Австрии.

И только Александр III вернулся к первоначальному варианту, утвержденному два века назад Алексеем Михайловичем. Значение трех цветов осталось таким же, как и в то время, а черно-желто-белое полотно стало родовым знаком царской династии.

После революции 1917 года новая власть упразднила старую символику, заменив её на ярко-алое полотно с буквами РСФС в левой верхней части. Вместе с созданием СССР 30 декабря 1922 появилась и новая державная символика, основными элементами которой стали серп, молот и пятиконечная звезда. Возвращение к триколору произошло после государственного переворота 1991 года.

В начале ХХI века указом действующего президента Российской Федерации Владимира Путина в Конституцию был добавлен закон о «Государственном флаге Российской Федерации».

С трехцветным полотнищем многие люди ассоциировали надежды на крепкую, сильную страну, которая возвращает свои позиции, пошатнувшиеся во время сложного периода конца века. Он стал символом национального единства, возрождения страны, народной гордости.

В царской России не было определено отдельное наказание за осквернение знамени, но любое надругательство над этим государственным знаком приравнивалось к неуважению власти. В настоящий момент за использование стяга ненадлежащим образом может быть назначено наказание в виде штрафа или даже лишения свободы. Американской рок-группе, вокалист которой позволил себе это, запретили въезд в страну на пять лет, а их композиции и видеоклипы были изъяты из всех радио и телеканалов.

Последний статистический опрос показал, что более 20% наших соотечественников не могут расположить цвета триколора в верном порядке и ответить, что означают все три цвета российского флага. Остальная часть граждан хорошо представляют себе этот государственный символ.

Что означают цвета Российского государственного флага

Национальные штандарты – это объекты современной геральдики. Среди мировых государств есть те, кто сохранили специфические национальные атрибуты, позволяющие сторонним наблюдателям отличить их знамя от многих других. Большинство из них, в том числе и русский знак отличия, лишены излишеств и выглядят строго.

В настоящее время значение этого государственного символа не зафиксировано ни в одном официальном источнике. Можно взять за основу историческую трактовку «петровских» времен, а можно уйти в мировую историю значения цвета и выдвинуть свою версию. Существует ряд неофициальных трактовок и предположений, объясняющих что означает триколор российского флага.

Популярным вариантом прочтения в царские времена был следующий:

  • Белый – свобода.
  • Синий – вера.
  • Красный – державность.

Еще одним вариантом этого толкования будет утверждение, что символика и цвета полосок флага российской федерации означают единство народа, православной веры и царской власти. Эта триада закрепилась в сознании людей в виде русского девиза: «За веру, царя и Отечество» и в теории идеолога того времени Уварова «Православие, самодержавие, народность».

Одна из красивых классических трактовок гласит, что цвета флага РФ означают единство Веры (синий), Надежды (белый) и Любви (красный).

Еще одной возможной интерпретацией является уподобление трех оттенков историческим областям Российской Империи. Современный вариант этой версии говорит, что полоски российского флага означают связь трех стран, России, Белоруссии, Украины, уходящую вглубь времен.

Те, кто интересуется культурой древних славян, сравнивают его расцветку с моделью построения мира, существовавшей в те времена. По их мнению, красная полоса – это подземное царство, синяя – мир человеческий и белая – небесный, место, где обитают боги.

Что означают 3 цвета российского флага: подведем итог

В настоящий момент самая распространенная неофициальная, но общепринятая версия утверждает, что полоски на флаге России обозначают:

  • Белая – чистота, искренность, совершенство.
  • Синяя – вера и верность.
  • Красная – мужество, сила и кровь, пролитая при защите Родины.

Следующая информация будет интересна дизайнерам и просто любознательным людям. В нашей стране с 1998 года действует государственный стандарт, согласно которому установлены строго определенные оттенки, составляющие цвета российского штандарта (ГОСТ Р 51130-98):

  • Белый (цвет без дополнительных оттенков).
  • Синий (pantone 286С) (solid coated).
  • Красный (pantone 485С) (solid coated).

Стяг, наравне с гимном и гербом, представляет страну на различных мероприятиях, как местного, так и мирового масштаба. Он объединяет людей всей страны, заставляет их осознать свою причастность к чему-то глобальному. Это важный символ, имеющий многовековую историю, и мы надеемся, что наша статья помогла вам в очередной раз ощутить это.

А был ли у Вашего рода семейный герб или флаг? Если хотите узнать все об истории своей семьи, обратитесь за помощью в «Российский Дом Родословия». У нас есть доступ к любым засекреченным данным, в том числе из федеральных архивов.

Наши специалисты:

  • Составят Ваше фамильное дерево.
  • Восстановят полную родословную.
  • Помогут узнать тайны семьи и найти новых родственников.

История большой страны складывается из истории семей, которые в ней живут. Знать и уважать своё прошлое, значит чтить свою Родину. Помните об этом и восполните пробелы в летописи своего рода.

>Синий цвет

Символика синего цвета

Синий цвет в психологии является самым сильным цветом, который позволяет человеку максимально концентрировать свое внимание на чем-либо. Этот бездонный цвет затягивает и стимулирует размышления о жизни, ее ценностях и смысле. Синий цвет больше действует не на чувства, а на духовность.

Данный цвет имеет своеобразную символику, которая имеет и положительные, и отрицательные аспекты. Положительными характеристиками являются строгость, упорство, серьезность, организованность, идеализм, непреклонность, сила духа, настойчивость. Отрицательные характеристики включают в себя меланхолию, фанатизм, подчиненность, слабость, зависимость, чрезмерную преданность своему делу, которая может затянуть в настоящую кабалу. Глубокий синий цвет (цвет индиго) способен вызвать депрессию, угнетающее беспокойство и сильных страх.

Синий цвет в мифологии – это цвет божественного проявления и загадочности. Данный цвет был почитаем в древности, так как означал истину, просветление, знание тайны. Так, в Египте внутренние стены пирамид окрашивали только в синий цвет. В синем цвете изображались боги Кришна и Будда. Этот цвет часто встречается на флагах и означает в геральдике свободу, объединение. С давних времен этому цвету приписываются целительские свойства: он лечит рассеянность, заболевания нервной и сердечно – сосудистой систем, кишечные расстройства.

Синий цвет в одежде

Синий цвет – это цвет неба, удачи и покоя. Одежду синего цвета предпочитают носить скромные, неуверенные в себе, честные и меланхоличные люди. Они очень одиноки, даже находясь в окружении большого количества людей, любят литературу, никогда не начинают скандал первыми, отвергают конфликты.

Если человек не приемлет и всячески отвергает синий цвет и все его оттенки, это характеризует его как непостоянного человека, который не любит монотонности в работе, не выносит рутины, всегда уклоняется от ответственности.

Синий цвет дарит силу и исцеление больному человеку. Одежда синего цвета присутствует в гардеробе умных, независимых людей, которые нуждаются в ласке, заботе, душевном тепле. Эти люди отличаются выносливостью, терпением, сдержанностью, стойкостью, им свойственно больше отдавать, чем получать.

Синий цвет стройнит фигуру. Поэтому на ответственные мероприятия, торжества и свидания лучше всего выбирать наряд именно такого цвета. Васильковый цвет, как оттенок синего, означает, что человек, одевающий одежду такого цвета, романтичный, и настроен на серьезные отношения.

Рекомендуем ознакомиться с модным гороскопом.

Синий цвет в интерьере

Синий цвет для дизайна интерьера используется очень давно. И сегодня он не утратил свою привлекательность, изысканность и благородство. Этот цвет подходит и для классического стиля, и для современного.

Синий цвет обладает успокаивающим и расслабляющим действием, поэтому чаще всего его используют при оформлении дизайна спален или ванных комнат. Для детских комнат синий цвет редко используют, так как он относится к холодным цветам. Ребенок в синей комнате будет себя чувствовать неуютно, неуверенно. В его поведении будет наблюдаться некоторая заторможенность, вялость и апатия.

В ванных комнатах синий цвет будет напоминать водную гладь, равномерный бег волн. Все это будет успокаивать и восстанавливать нервную систему.

На кухнях синий цвет используют те люди, которые не довольны своей фигурой. Данный цвет уменьшает аппетит и приглушает голод. Некоторое люди используют даже посуду синих тонов.

Чрезмерное количество синего цвета в помещении необходимо разбавлять и уравновешивать более теплыми тонами, иначе у человека может начаться затяжная депрессия.

Рекомендуем ознакомиться с интерьерным гороскопом.

colors_blue

СИНИЙ ЦВЕТ
Я. Л. Обухов.

Фрагмент книги «Символика цвета».
О символике других цветов (желтого, красного и оранжевого) смотрите источник.
Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада, лёд.

Эти данные подтверждают результаты ассоциативного эксперимента, проведенного ученицей К.Г.Юнга Вереной Каст в 1980 г. . На синий цвет у испытуемых возникали такие ассоциации, как небо — 23%, зеленый (соседний цвет) — 18%, вода — 10%, красный (полярный цвет) — 10%, море, природа, новые земли, глаза, бархатное платье, глубокий, холодный, светлая радость, дух, алкоголь.

Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. В переносном значении синий цвет часто используется в таких распространенных выражениях повседневной речи, как “синий (голубой) цветок” и “синий туман” (символ романтики, сказочного, чудесного), “голубые дали” (импульс тяги к дальним странствиям, например, выражение “уехать в голубую даль”), “синий дурман”, “синий нос” пьяницы (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается).

Психологическое воздействие

Синий цвет способствует размышлениям, успокаивает и снижает давление. Голубой цвет настраивает на меланхолию . В экспериментах ученика В.Вундта Ф.Стефанеску-Гоанга испытуемые так характеризовали воздействие синего цвета: он тянет, манит к себе, несет в себе что-то таинственное. Наиболее часто синий цвет вызывает следующие психические воздействия: он создает тоскливое, меланхолическое настроение, вызывает спокойные чувства и грезы. Очень темный индиго-синий цвет вызывает угнетающе действующее беспокойство, серьезность, грусть и печаль.

Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий — цвет Царицы Небесной Девы Марии.

Синий цвет может оказывать тормозящее действие на человека или порождает своеобразное беспокойство и даже печальное настроение, усталость или слабую угнетенность. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии или пассивной чувствительности.

В тесте “цветовых пирамид”, разработанном Максом Пфистером и его коллегами в Институте психологии и характерологии университета г. Фрайбург (Германия) в 1951 г. , испытуемому предлагается сложить из набора цветов сначала “красивую”, а затем “уродливую” цветовую пирамиду, например:

синий

желтый

желтый

красный

синий

красный

желтый

зеленый

зеленый

желтый

синий

красный

зеленый

красный

синий

По результатам этого теста, красный цвет соответствует, прежде всего, аффективной отзывчивости испытуемого (готовности к раздражителю и возможности дать разрядку раздражителю), а синий цвет характеризуется как “цвет интроверсии, цвет аффективной регуляции и управления”. Внутреннее управление и направление через понимание, волю и разум характеризуется различными вариантами синего цвета (берлинская лазурь). Здесь явно проявляются совершенно иные нюансы синего цвета, чем в “голубом цветке” романтической символики.

При интерпретации теста “цветовых пирамид” учитываются тонкие нюансы каждого цвета в соответствии со специально разработанной классификацией. Так “синий цвет №4” (берлинская лазурь) соответствует “уходу внутрь себя”, “обращение к самому себе”, “концентрации на своих собственных переживаниях”, т. е. интроверсии, которая в экстремальных случаях может доходить вплоть до аутистической изоляции. Этот цвет соответствует смягчению, приглушению или отводу эмоционального напряжения. Напротив, “синий цвет № 2” (бирюзовый синий) содержит возбуждающий компонент. Он уже не столько ограничивает и сдерживает (как берлинская лазурь), а скорее несет в себе что-то эластичное и может быть даже хрупкое.

Макс Люшер , который использовал в своем тесте для синего цвета очень темный оттенок, связывает синий цвет с “расслабленной чувствительностью”, ищущей “идеал единства”. По мнению М. Люшера, основному тону этого цвета соответствует нежность, увлечение и преданность, чувство защищенности, укрытости и безопасности. Синий цвет, по М. Люшеру, может выражать также связь с тенденциями прошлого. Темно-синий цвет соответствует, по М. Люшеру, религиозно-философски-медитативной установке.

М. Люшер отмечает, что потребность в синем цвете повышается при усталости и заболевании.

Темно-синий цвет представляет для М. Люшера цветовую репрезентацию определенных базовых потребностей. В физиологическом плане, это потребность в покое, в психологическом плане, это потребность в удовлетворении, удовлетворенности и мире. Тот, кто находится в таком уравновешенном состоянии, чувствует себя включенным во что-то, связанным с чем-то и защищенным, находящимся в безопасности.

Синий, по М. Люшеру, — это цвет “связывания, привязанности, верности”. Синий цвет создает предпосылку для прочувствования, глубокомысленного вдумчивого созерцательного размышления. Темно-синий цвет символизирует “ум”.

Предпочтение или отвержение темно-синего цвета в тесте Люшера соответствует определенным установкам по отношению к тому, что означает этот цвет. Если предпочтение отдается выбору синего цвета и он ставится на первое место в ряду цветов, то можно говорить об удовлетворении, об осуществлении желаний и потребностей, нежности и душевном единении, чувстве защищенности, укрытости и безопасности, а также о религии и традиции.

Если темно-синий цвет становится на последнее место, то можно говорить о неудовлетворенности, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Человеческие или профессиональные связи могут отсутствовать или быть нарушены, например, если они не соответствуют какому-то внутреннему идеалу и воспринимаются поэтому как что-то скучное и сдерживающе-давящее, или, если существующая привязанность вызывает в данный момент ощущение чего-то мешающего, отягощающего, угнетающего, обязывающего и сковывающего.

Отвержение темно-синего цвета означает бегство от ослабляющего напряжение покоя и расслабления, которых человек может даже бояться, так как это состояние может быть связано с депрессией или угасанием. Это может быть также связано с неосуществимостью того, к чему стремишься. Часто это относится к любимому человеку, коллегам по работе или месту, где человек должен жить. Существующие человеческие и производственные связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу, и воспринимаются как скучные и парализующие. Так как, в данном случае, существующие контакты обременяют и угнетают, они расцениваются как зависимость. В результате, человек стремиться избежать этой зависимости.

Синий цвет часто отвергают люди, которые испытывают длительный стресс или напряжение. При обследовании более 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что более половины из них отвергают синий цвет. Это может быть связано с тем, что возбуждение от курения служит защитой от атонии. Именно расслабляющего покоя и атонии бессознательно опасается человек, отвергающий синий цвет.

Основная психологическая характеристика светло-синего (голубого) цвета, по мнению М. Люшера , — беззаботное веселье. Это цвет беспечности, эмоциональности и общения, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств. Голубой цвет лечит бессонницу, болезни печени, горла и голосовых связок, воспалительные процессы и кожные заболевания, в том числе связанные с нарушением пигментного обмена — витилиго; используется при детских инфекциях, лечении абсцессов, флюсов, нервных тиков и ревматизма, снижает аппетит. Он уменьшает боли и мышечное напряжение, способствует глубокому и ритмичному дыханию. Голубой цвет дает ощущение прохлады, покоя и простора. Он дает силы для терпения и терпимости .

Светло-голубой — это цвет женственности, материнства и прочности семейных уз .

М. Люшер выделяет следующие соматические симптомы, которые соответствуют отвержению синего цвета: невротические неприятные ощущения в организме, аллергическая экзема, наркотическая и другие формы зависимости.

Синий цвет оказывает очищающее воздействие, способствует восстановлению нервной системы и жизненных сил в организме, усиливает способности к сосредоточенности и медитации, помогает при рассеянности, коликах, спазмах, бессоннице, усиленном сердцебиении, расстройствах кишечника, зубных и головных болях, нервном перенапряжении, психических расстройствах. В Индии и арабских странах синему цвету приписывали исцеляющую небесную силу против чумы, которую, в свою очередь, приписывали действию красного хтонического огня. Синий цвет способствует борьбе с инфекциями и воспалениями, легочными и горловыми заболеваниями, различными глазными болезнями, снижает перевозбуждение и унимает разбушевавшиеся страсти. Людям интеллектуального труда оказывается легче и продуктивнее работать в кабинете с синей лампой или синими шторами.

H.Frieling и X.Auer в книге “Человек, цвет, пространство” различают действие темно-синего цвета как “углубленное, конструктивное, спокойно-сдержанное”, светло-синего, голубого цвета как “тоскующее, полное тайн, воспринимающее, тонко чувствующее”.

F. Birren в книге “Психология цвета и терапия цветом” рассматривает синий как созерцательный (контемплативный) цвет: ”Под воздействием синего цвета время недооценивается, а вещи ощущаются более легкими” .

В цветовой системе синий определяет цвета пассивного, отрицательного полюса (см. учение о цвете И. В. Гёте в статье “Красный цвет”, “Журнал практического психолога”, 1996, № 5). И. В. Гёте считал, что от синего цвета исходит “неспокойное мягкое, тоскующее ощущение”. В своей наивысшей чистоте синий цвет — это как бы “чарующее, очаровательное нечто”. При этом слово “чарующее” (“reizend”) И. В. Гёте использовал всегда в значении “восхищающее”, “привлекательное”, “побуждающее”, “притягательное”. Если голубой цвет, по И. В. Гёте, углубляет действительность, создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое, то темно-синие тона зрительно уменьшают объем фигуры.

E. Heimendahl в книге “Свет и цвет” связывает символическое воздействие синего цвета с “тоской по чудесному”, считая, что синий цвет “зовет нас к основам основ, а сам в свою очередь основ не имеет, потому что сам бездонен, ибо в синем цвете мы чувствуем глубокое духовное указание устремиться к какому-то неземному миру, к небу в его бесконечном строгом звучании” . E. Heimendahl связывает синий цвет с такими глубокими понятиями, как: постоянство, упорство и настойчивость; преданность, самоотверженность, увлечение своим делом; серьезность, строгость; а также: сосредоточение, углубленность, сдержанность. Из всех цветов, по мнению E. Heimendahl, синий меньше всего вызывает чувственные впечатления и больше всего духовные.

Иоланда Якоби связывает темно-синий цвет (как и в старинных сонниках) с глубиной, ночью, покоем, смертью; тускло-синий, туманный цвет со страхом, чувством потерянности, печалью. Символика синего цвета, по И. Якоби, выражает покой, дистанцию, верность и воздержание. В то же время И. Якоби указывает на демоническую составляющую синего цвета: что-то призрачное, потустороннее, а также на его “опустошенный рационализм”. С другой стороны, синий — это цвет опьянения.

Василий Кандинский считал синий “цветом погружения”. В своих физических стремлениях синий цвет уходит прочь от человека и устремляется к своему внутреннему центру. Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовет он человека в бесконечное, пробуждает тоску по чему-то чистому, по сверхчувственному. Синий цвет создает элемент покоя. Глубокий синий цвет представляет для В. Кандинского вечный сверхземной центр тяжести цветов, в то время как в глубоком зеленом цвете в противоположность к этому воплощается земной покой, удовлетворение и самоудовлетворение.

Для J. Chevalier синий цвет — это самый глубокий цвет. Взгляд в нем как бы тонет, не встречая никаких препятствий, и теряется в бесконечном. В то же время, синий — это самый нематериальный из всех цветов. Природа проявляется в нем своей прозрачностью, как в воздухе, воде, кристалле, алмазе. J. Chevalier считает синий самым холодным и чистым цветом.

Если светло-синий, голубой цвет — это цвет мечтаний и грез, то темно-синий — это цвет сновидений. Таким образом, образуется шкала оттенков синего цвета от светлого дневного синего цвета до темного ночного синего цвета, где светлый, голубой цвет неба символизирует мечтания, грезы и фантазии, а темно-синий цвет моря (ультрамарин и ночной синий, индиго) — цвет сновидений, мистики, бессознательного. На родственном санскриту языке пали (Индия) слово темно-синий (“нила”) означает также “медитацию”. Ясный оттенок средне-синего цвета (“Берлинская лазурь”) символизирует, по J. Chevalier, ясность, рациональность, прямолинейность и духовность.

Символика синего цвета в одежде

Все, что М. Люшер связывал с предпочтением или отвержением синего цвета, справедливо, конечно же, и для того, какую одежду выбирает человек и что этот выбор может означать.

Говоря о синей одежде, часто возникает ассоциация с шелком и бархатом, с одной стороны, и джинсовой тканью, с другой.

Шелк и бархат — это мягкие, ласкающие тело и кожу ткани, пробуждающие в человеке волшебство нежности. В них всегда чувствуется дыхание неба и ночи, что-то тонкое и праздничное: вечернее платье, красивая мантия.

В противоположность этому, грубая, прочная, долго не изнашивающаяся синяя ткань используется для рабочей одежды, а также в ставших повседневными голубых джинсах. Будничная, непраздничная, делающая всех одинаковыми синяя униформа — повседневная одежда большинства населения Китая, вызывающая ассоциацию “синих муравьев”. Синие кители — рабочая одежда на многих предприятиях. Темно-синяя форма используется служащими железной дороги во многих странах. Форма летчиков тоже синего цвета. В ней есть что-то от синего неба, цвета простора, зовущего вдаль, но и подчиняющегося определенной строгой дисциплине. Синий — цвет формы полиции и милиции.

Синий — классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира, цвет просторов моря, флотского порядка и дисциплины. Синий цвет испокон веков использовался в военной форме. Образ “голубых драгун” стал поэтическим символом. Оттенок синего цвета “берлинская лазурь” получил свое название от синей формы прусских полков. Именно с этим оттенком синего цвета H. Heiss и R. Hiltmann связывают функцию контроля и управления.

Голубой цвет джинсов характеризует определенный стиль жизни и принадлежность к определенному социальному слою и возрастной группе. Изначально это был символ жизни ковбоя и фермера, независимого, самостоятельного, умеющего справиться с любыми трудностями.

Люди, избегающие в своей одежде синий цвет, могут протестовать таким образом против любых норм и авторитетов. Если женщина избегает шарма голубого платья или темно-синего бархата, это может свидетельствовать о неуверенности и зажатости. Иногда отвержение синего цвета в одежде может быть связано с отчасти бессознательным отвержением родителей.

Первичный опыт

На всем протяжении существования человечества люди ощущали и ощущают себя и свой мир под синим сводом неба. Синий цвет неба — это впечатляющее воздействие земной атмосферы на наш глаз, преломляющей и осветляющей черноту космоса и отражающей в то же время солнечное излучение, спасая нас от разрушающего действия ультрафиолета. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим голубую даль неба. Синий и голубой цвет дает нам ощущение бесконечной прозрачности и, в то же время, защищенности.

Переживанию синего цвета неба противостоит переживание синего цвета воды, в которой, в свою очередь, отражается небо. То, насколько оттенок цвета воды отражает настроение человека, хорошо видно в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина .

“Жил старик со своею старухой

У самого СИНЕГО моря…”

Когда старик во второй раз приходит к морю попросить у рыбки избу,

“ПОМУТИЛОСЬ синее море.”

Ведь

“Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба”.

Когда

“Еще пуще старуха вздурилась…

По щеке ударила мужа…

ПОЧЕРНЕЛО синее море.”

И наконец, когда

“Еще пуще старуха вздурилась…

… на море ЧЕРНАЯ буря…”

По мере погружения в глубину изменяется оттенок синего цвета от бирюзового до ультрамаринового (василькового). Сине-зеленая градация цвета моря придает ему характер загадочности.

На земле человек переживает синий цвет, рассматривая синие камни. Среди ювелирных камней синего и голубого цвета бирюза считается талисманом, помогающим в сердечных делах. Это символ неизменной и верной любви. Распространено мнение, что бирюза приносит счастье и мирит супругов, примиряет все враждебное, прекращает ссоры, устанавливает мир в семье. Однако, людям, не соблюдающим нравственные заповеди, злобным, недоброжелательным бирюза приносит несчастье. Считается, что этот камень обладает лечебными свойствами: бирюза помогает тем, кто мучается от бессонницы или ночных кошмаров; созерцание бирюзы по утрам улучшает зрение.

Самая глубокая и насыщенная материализация сущности синего цвета воплощается в красивейшем драгоценном камне лазурите (ляпис-лазури). Это ярко-синий камень с вкраплениями серебряных блесток, что делает его похожим на ночное небо со звездами. В V‑I вв. до н. э. лазурит называли сапфиром. Сапфир воплощающий прозрачность как таковую, цвет воздуха, небесное творение, открывающееся в чуде. Сапфир — это камень верности, целомудрия и скромности. Кроме всего прочего, сапфир еще и талисман влюбленных и новобрачных, а также камень мудрых. Считается, что сапфир возбуждает жажду познания, укрепляет память, усиливает благоразумие и рассудительность, исцеляет от меланхолии и привлекает симпатию окружающих.

В средние века символика драгоценного камня связывалась со спиритуальным значением элемента, на который он похож. В случае сапфира это небо. В христианской символике средневековья синий всегда считался “небесным цветом”. Практиковалась медитация на сапфире, которая воспринималась как “медитация на небе”, помогающая, среди прочего, при глазных болезнях (синий цвет как символ дали, хорошего зрения далеко расположенных предметов), освобождающая из тюрьмы и плена (синий цвет как символ свободы, безграничных просторов).

Прозрачно нежную синь воды повторяет аквамарин — прозрачный, зеленовато-голубой камень. Встречаются и ярко-голубые аквамарины. Это амулет счастливых супружеских союзов, взаимной любви и уважения. Аквамарин также служит профессиональным талисманом моряков, обеспечивает безопасность в путешествиях и победу в морских сражениях. Считается, что аквамарин способен успокаивать бури и охлаждать страсти. Он помогает при болезнях горла и зубов. Страдающим этими недомоганиями рекомендуют носить ожерелье из аквамарина.

В живой природе синий цвет связан для человека, прежде всего, с цветами. Некоторые из них, например, ярко-синяя горечавка, растут в труднодоступных местах и поэтому бывают особенно редкими и ценными, символизируют что-то особенно дорогое. Синий цикорий, называемый также “ждущим у дороги”, и голубые незабудки уже одним своим именем говорят о символике эроса и верности. В природе дикорастущих синих и голубых цветов несравненно больше, чем выращиваемых в садах и на клумбах. Многие из них связаны с весной, появляясь на свет вслед за белыми и желтыми цветами. Один из красивейших цветов наших широт, излучающий небесно-синий цвет, и как никакой другой цветок напоминающий радужную оболочку человеческого глаза — это василек. Другой синий цветок — это синий ирис (касатик). Эти цветы как бы передают одухотворенную сущность синего цвета.

В христианской культуре, и особенно в католической, многие синие цветы используются для приношения Деве Марии, Царице Небесной, изображаемой в голубом плаще цвета неба.

Тем самым круг замыкается: воздействие синего цвета на человека основано на действии синего цвета неба с его полной света прозрачностью и воды с ее глубиной и дальними просторами. Переживание прозрачности и глубины связано с переживанием трансцендентального, божественного начала. Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Как цвет морских глубин синий цвет символизирует глубины души, бессознательное.

От прозрачности воды и воздуха синий цвет приобретает такие свойства как ясность, четкость, рациональное понимание, интеллектуальную силу духа. Духовная составляющая синего цвета ближе к небу, составляющая души ближе к символике моря и морских глубин.

Связь синего цвета с воздухом, ветром и облаками символизирует мечтания, фантазии, потери реальности вплоть до существования в “воздушных замках”. Синий цвет дурмана при алкоголизме и наркомании воплотился в выражении “сизый нос”.

И наконец, синий цвет может быть связан со страхом утонуть в бездне. “Peur bleu”- так называют французы метафизический “синий страх”. Из Франции пришел в наши сказки и злодей Синяя борода, в котором соединились деструктивное начало и страсть к убийству.

Чудодейственная, волшебная сторона синего цвета отразилась в символике магов и волшебников, появляющихся в синем плаще или синем тюрбане.
Продолжение статьи

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *