Психологическое явление

Психологические явления и психологические факты

Введение

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука.

Психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом.

Можно сказать, что психология это наука о душе, о внутреннем мире человека — именно так переводится слово психология. Однако внутренний мир человека — это очень сложное явление. В нем есть осознаваемые и неосознаваемые явления, рациональные и эмоциональные, он закрыт для внешнего наблюдателя и в то же время проявляется в поведении человека.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Так что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии?

Цель данной работы: ответить на поставленные вопросы:

— что является предметом и объектом психологии;

— что такое психологические явления и психологические факты.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Наука психология

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психология берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле означает, что психология – это наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука). 1

Считается, что термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497-1560).

В научно-философском языке термин «психология» впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название «психология» за наукой закрепилось лишь в XVIII–XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека.

По существу, с XIX в психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать «душу» (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно. Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует.

Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V-IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение». Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие «традиционные» психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения.

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось – одни представления сменялись другими (табл. 1).

Таблица 1 — Предмет психологии в традиционных представлениях2

Предмет исследования (научные школы)

Представители научного мира

Душа

Все исследователи до начала XVIII века

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)

Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер

Непосредственный опыт субъекта (структурализм)

Вильгельм Вундт

Интенциональные акты сознания (функционализм)

Франц Брентано

Происхождение психических деятельностей (психофизиология)

Иван Михайлович Сеченов

Поведение (бихевиоризм)

Джон Уотсон

Бессознательное (психоанализ)

Зигмунд Фрейд

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)

Макс Вертгеймер

Личный опыт человека (гуманистическая психология)

Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Таким образом, предметом психологии является — психика – совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности – психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

Рисунок 1 – Предмет психологии

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека (рис. 2)3

Рисунок 2 — Психическая реальность

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» – модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека – носителя психики и сознания – состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия.4

Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще – в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

Методологический подход – это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида – «homo sapiens» – «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» – данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов:5

— часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

— те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

— собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).

Рисунок 3 – Психические явления

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Ю.Б. Гиппенрейтер6 предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа.

Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.

Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания — захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность.

Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете — «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день — очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений.

Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа — потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как — психологический факт.

В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации.7 При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4).8

Рисунок 4 – Предмет изучения психологии: психические явления

Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности – это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).

Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.

Рисунок 5 — Система явлений, изучаемых в психологии

Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2).9

Таблица 2 — Примеры психических явлений

Группы психических явлений

Частные примеры

Психические процессы

Ощущения

Яркость, громкость, соленость

Восприятие

Зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

Внимание

Устойчивость, распределение, переключение, объем

Память

Запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание

Воображение

Галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

Мышление

Творческое, репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

Речь

Внутренняя, эгоцентрическая, вербальная, невербальная

Психические состояния

Эмоции

Настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, тревога, удивление, гнев

Установки

Изменчивая, фиксированная, социальная,

Состояние внимания

Рассеянность, концентрация, сосредоточенность

Состояние органов чувств

Адаптация, чувствительность

Свойства личности

Способности

Общие, специальные, теоретические, практические

Темперамент

Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Характер

Целеустремленность, доброта, внимательность, умеренность

Воля

Настойчивость, твердость, стойкость

Чувства

Моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

Потребности

Материальные, познавательные, духовные

Мотивы

Осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие

Социально-психологические и массовидные психические явления

Межличностные отношения

Симпатии, антипатии, признание, уважение

Межгрупповые отношения

Сотрудничество, противостояние, соревнование

Лидерство

Демократическое, авторитарное, либеральное

Групповые (социальные нормы)

Единые, противоречивые, устойчивые, неустойчивые

Социальные (групповые) роли

Роль лидера, роль ведомого, роль организатора, роль исполнителя

Мода

Законодатели моды, последователи моды, возникновение

моды, распространение моды

Реклама

Создание, восприятие, воздействие рекламы

Слухи

Правдоподобные, нелепые, слух-пугало, сплетни

Паника

Условия и причины возникновения, влияние на людей

Общественное мнение (сознание, настроение)

Виды, функции, роль в жизни общества

Вера (религия)

Причины возникновения и существования, роль в жизни людей, мотивы обращения людей к вере

Таким образом, знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.

Из рассмотренных выше вопросов можно заключить, что современная наука психология занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Предметом психологии является – психика человека.

Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

Психические явления это наши: восприятия, мысли (о чем-то хорошем или плохом), чувства (например, любви, обиды), стремления (получить образование, выйти замуж), намерения (выступить с докладом, решить вопрос), желания (иметь что-то, купить красивую вещь), переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни), размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично), удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма), возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его), радость (от рождения ребенка, приятного подарка), настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов), запоминание, забывание, внимательность.

Зафиксируем различие между психическими явления и психологическими фактами:10

— под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта;

— под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Заключение

Таким образом, психология — наука о психике и психических явлениях.

Психика — это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Предмет изучения психологии — психика человека — совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности – психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

Психические явления – это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта; ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления делятся на:

— психические процессы — познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)

— психические состояния — бодрствование, настроение, стресс

— психические свойства — направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Список используемых источников

  1. Агафонов А.В. Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций / А.В. Агафонов. – М.:МГТУ ГА,2004. – С.102-110.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2012. – 352 с.
  3. Карелин А. Большая психологическая энциклопедия / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  4. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская – М.: Академия, 2008. — 544 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 688 с.
  6. Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. – М.: АСТ, 2009. – 192 с.
  7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
  8. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.: Питер, 2009.- 432 с.
  9. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. — М: МПГУ, 1998. — 252 с.
  10. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 272 с.

1 Карелин А. Большая психологическая энциклопедия / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

2 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская – М.: Академия, 2008. — 544 с.

3 Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.: Питер, 2008.- 432 с.

4 Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. – М.: АСТ, 2009. – 192 с.

5 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

6 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская – М.: Академия, 2008. — 544 с.

7 Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. — М: МПГУ, 1998. — 252 с.

8 Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 272 с.

9 Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 688 с.

10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2012. – 352 с.

ПРЕДМЕТ ПСИХИКИ

Строения психики

Закономерностей возникновения

психики

Закономерностей развития

психики

Закономерностей функционирования психики

изучение

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

СИХИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта

Широкий круг проявления психики: акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности и т.д.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Объект психики

Часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику

Изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Интересные психологические факты о человеке

Давайте рассмотрим самые загадочные факты нашей психологии, которые помогут вам лучше и легче изучить и понять себя:

  1. 70% времени при работе вашего мозга уходит только на «прокручивание» воспоминаний и поиск идеальных моментов.
  2. 90% тех вещей, о которых люди не могут сказать в лицо, они посылают в виде текстовых сообщений.
  3. Более умные люди недооценивают себя, а невежественные считают себя выдающимися.
  4. Бракосочетание с лучшим другом снижает риск развода на 70%, и такой брак, скорее всего, продлится всю жизнь.
  5. В большинстве случаев вы делаете свой выбор неосознанно.
  6. Вам хочется узнать больше вариантов и информации, чем вы реально можете обработать .
  7. Ваш мозг воспринимает отказ как физическую боль .
  8. Ваш разум переделывает монотонную речь скучных людей, чтобы сделать ее более интересной.
  9. Внушив себе, что хорошо выспались, вы сможете заставить себя думать, что так и было .
  10. Во всем мире наиболее подвержены стрессу люди в возрасте от 18 до 33 лет. После 33 лет уровень стресса начинает снижаться.
  11. Вы можете одновременно вспоминать только 3–4 вещи.
  12. Гнев увеличивает в людях желание обладать чем-то.
  13. Деньги, потраченные на приобретение ценного опыта, всегда будут иметь для вас большее значение.
  14. Доказано, что с точки зрения психологии, требуется всего 4 минуты, чтобы влюбиться.
  15. Если вы все-таки сделали то, чего так боялись, то становитесь от этого счастливее .
  16. Если вы никак не можете остановить поток своих мыслей ночью, встаньте и запишите их. Это успокоит ваше сознание, и вы сможете заснуть.
  17. Если вы рассказываете другим людям о своих целях, у вас, скорей всего, будет меньше шансов на успех. Исследования подтверждают, что при этом вы теряете мотивацию.
  18. Если люди плачут от радости, первая слеза всегда появляется в правом глазу, а если от боли, то в левом.
  19. Женщины обычно предпочитают мужчин с низким хрипловатым голосом, поскольку они кажутся более уверенными в себе и неагрессивными.
  20. Закрыв глаза, легче что-то вспомнить.
  21. Исследования 2014 года доказали, что интернет-троллинг связан с макиавеллизмом, а также психическими расстройствами – садизмом и психопатией.
  22. Клетки людей, переживших серьезную депрессию, становятся биологически старше, чем у тех, кто никогда не испытывал депрессию.
  23. Клетки тела реагируют на все, что проигрывается в вашем сознании. Поэтому негативные мысли ослабляют иммунную систему, и вы испытываете недомогание.
  24. Когда вас игнорируют, по химическому воздействию это напоминает боль от тяжелой травмы.
  25. Когда вы держите руку любимого человека, то менее остро чувствуете боль и меньше беспокоитесь.
  26. Когда вы одиноки, вам повсюду видятся счастливые парочки, а когда вы не одиноки, то вы обращаете внимание на счастливых одиночек.
  27. Когда вы пытаетесь вспомнить событие из прошлого, вы на самом деле вспоминаете тот момент, когда вы помнили его последний раз, а не само событие.
  28. Когда кто-то сообщает вам, что хочет задать вопрос, 98% времени уходит у вас на вспоминание всего плохого, что вы сделали за последнее время.
  29. Когда человек умирает, его головной мозг 7 минут сохраняет активность в левом полушарии, которое отвечает за сны. Это похоже на последовательность воспоминаний умирающего человека.
  30. Комедийные актеры и веселые люди на самом деле больше подвержены депрессии, чем остальные.
  31. Любая дружба, которая зародилась в период с 16 до 28 лет, скорей всего, будет крепкой и долгой.
  32. Люди выглядят более привлекательно, когда рассказывают о том, что им интересно.
  33. Люди с высоким уровнем тестостерона получают удовольствие от гнева других людей.
  34. Люди с заниженной самооценкой больше склонны критиковать других.
  35. Люди, которые долгое время живут вместе, становятся похожими друг на друга.
  36. Люди, которые много ругаются, имеют тенденцию быть более лояльными, честными и открытыми с друзьями.
  37. Люди, которые стараются всех сделать счастливыми, в результате часто чувствуют себя самыми одинокими.
  38. Люди, способные испытывать сильное чувство вины, лучше понимают мысли и чувства других людей.
  39. Многие из нас боятся испытать чувство счастья из-за опасения, что за этим может последовать что-то трагическое .
  40. Наши эмоции не влияют на способы общения. В действительности все наоборот: то, как мы общаемся, влияет на наше настроение.
  41. Новые исследования доказывают, что воспоминания могут передаваться генетически. Это означает, что различные фобии могут развиваться на основе воспоминаний и опыта предков, а не ваших собственных .
  42. Онлайн-знакомства и интернет-магазины действуют по одному и тому же психологическому принципу.
  43. Пение снижает чувство депрессии и тревоги.
  44. Прослушивание музыки с высоким качеством звука вызывает чувство спокойствия, расслабления и счастья.
  45. Путешествия стимулируют работу мозга и уменьшают риск инфаркта и депрессии.
  46. Сны на 70% состоят из сокровенных мыслей, которые имеют больший вес и значение, чем наши сознательные мысли.
  47. Сочетание красного и синего цвета тяжело воспринимается зрением.
  48. Среднее время, в течение которого женщина может хранить секрет, составляет 47 часов 15 минут .
  49. Существует ген, который способен стать причиной практически постоянного негативного отношения ко всему.
  50. Текстовые пожелания доброго утра или спокойной ночи активизируют ту часть головного мозга, которая отвечает за чувство счастья.
  51. Тип музыки, которую вы слушаете, влияет на то, как вы воспринимаете мир.
  52. То, как вы одеваетесь, связано с вашим настроением. Поэтому правильно подобранная одежда в большинстве случаев помогает ощущать себя более счастливым .
  53. То, как человек относится к персоналу ресторана, многое говорит о его характере.
  54. У женщин вдвое больше болевых рецепторов на теле, чем у мужчин, но при этом у них более высокий болевой порог .
  55. Умные люди имеют меньше друзей. Чем умнее человек, тем он более разборчив в выборе друзей .
  56. Чем больше вы тратитесь на других, тем счастливее себя чувствуете .
  57. Чем выше у женщины IQ, тем труднее ей найти партнера.
  58. Чем мы счастливее, тем меньше сна нам нужно .
  59. Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем люди более склонны оставлять все как есть.
  60. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах».Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).
  61. Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.
  62. Любите витать в облаках? Согласно исследованиям психологов, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.
  63. Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.
  64. Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).В психологии это называется «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение — внешними факторами («у меня не было выбора», «мне не повезло»). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.
  65. Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии «воспоминания- вспышки», и они, как оказалось, полны ошибок.Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.
  66. Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.Наверняка, вы часто слышали совет «хорошо выспаться» перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.
  67. Чeлoвeк мoжeт cocpeдoтoчить cвoe внимaниe нa мaкcимaльнoм уpoвнe тoлькo нa 7 минут. Kaк бы вы ни были зaинтepecoвaны в тeкущeм вoпpoce, внимaтeльнo cлушaть coбeceдникa вы cмoжeтe нe бoлee 7 минут пoдpяд, зaтeм в вaшeй гoлoвe cтaнут вoзникaть вcтpeчныe вoпpocы, мыcли нa дpугиe тeмы.
  68. Coглacнo иccлeдoвaниям, люди мoгут быть влюблeны нe бoлee гoдa. Peчь идeт o poмaнтичecкoм чувcтвe, кoтopoe пo пpoшecтвии 12 мecяцeв пpeвpaщaeтcя либo в зpeлую любoвь, либo иcчeзaeт.
  69. Экcтpeмaльныe cитуaции, тaкиe кaк пpиpoдныe кaтaклизмы, кaтacтpoфы, aвapии и дpугиe нeпpeдвидeнныe, oпacныe для жизни вeщи, cближaют людeй. Этo пpoиcxoдит из-зa выбpoca в кpoвь aдpeнaлинa, кoтopый дeйcтвуeт cpoдни гopмoну paдocти и влюблeннocти – дoфaмину.
  70. Ha caмoм дeлe, мужчины бoлee глубoкo пepeживaют измeны и paccтaвaния c пpeдмeтaми cвoeй любви. Пo cтaтиcтикe, бoльшee чиcлo caмoубийcтв пo пpичинe нecчacтнoй любви coвepшaeтcя имeннo мужчинaми.
  71. Taк кaк лeвoe пoлушapиe мoзгa у мужчин мeнee paзвитo, oни xужe мoгут вocпpинимaть эмoциoнaльнo нacыщeнную peчь. Из-зa этoй ocoбeннocти мужчины нe любят, кoгдa жeнщины кpичaт или плaчут.
  72. paктичecки вce мужчины ждут близocти ужe нa пepвoм cвидaнии. Oднaкo, бoльшинcтвo из ниx пpизнaют, чтo вpяд ли будут пpoдoлжaть oтнoшeния c жeнщинoй, кoтopaя cдaлacь им в пepвый жe дeнь.
  73. Жeнщинa чувcтвуeт диcкoмфopт в cитуaции, кoгдa у нee в pукax ничeгo нeт. Имeннo этa ocoбeннocть cлaбoгo пoлa являeтcя пpичинoй тoгo, чтo вce жeнщины любят xoдить вeздe c cумкaми
  74. знaниe пcиxoлoгичecкиx зaкoнoв и фaктoв oбычнo уcлoжняeт жизнь чeлoвeкa, a вoт пpимeнeниe иx нa пpaктикe, в eжeднeвнoм oбщeнии cпocoбнo ee упpocтить и улучшить. He пытaйтecь зaпoмнить вce, чтo вы здecь пpoчитaли, a лучшe выбepитe нaибoлee пoлeзнoe для вac и иcпoльзуйтe в cвoeй жизни!

Психические явления

Психические явления — Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы — это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример — эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и «отключением» ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

— мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

— эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

— волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

— состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость». Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности — это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения — тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Дисциплина: Психология

Письменное задание (реферат)

По теме: Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.

Выполнил(а) Борисов Николай Юрьевич

Группа: ААМПТ-37

Руководитель: педагог дополнительного

образования Соколова Ольга Юрьевна

п. Пионерский

2019 г.

План

Введение……………………………………………………………………………3

Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики……………………………………………………………….4

Методы исследования в психологии………………………………………..…..5

Сущность психических явлений…………………………………………..……11

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы……………………………………………………………….16

Введение

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны «с изучением и созданием средств производства и орудии труда». Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – этоопосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.

Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

В психологии явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические.

В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной.

Наряду с математизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Основные методы, которые используются в современной психологии для сбора первичных данных (информация, подлежащая дальнейшему уточнению и обработке):

1. Наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

2. Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.

3. Тесты: тест — опросник, тест — задание, проективный тест.

4. Эксперимент: естественный, лабораторный.

5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено, или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделированиепредполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Сущность психических явлений

Появление и развитие форм психического отражения у животных.
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам – одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень парцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориентировочно — исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.
Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.

Заключение
Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.
Список литературы

1.Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 367 с.

2. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2013. – 315 с

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, Питер, 2013. – 732 с.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 480 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-н-Дону, 2015. – 576 с.

6. А.Г. Маклаков, «Общая психология», Питер, 2014 г.

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с

8. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2011, 512с.

9. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2011.-215с.

10. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 560с.

11. Костин, Валентин Алексеевич. Теория управления :учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. — М. : Гардарики, 2014. — 224с.

12.Теория управления: учеб. пособие / Г. А. Леонов. — СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2016. — 233с.

13. Теория управления: учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2015 .- 558 с.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *