Стремление это в психологии

Содержание

Комплекс устойчивых компонентов личности

Понятие личности в психологии

Мировоззрения

Убеждения

Намерение

Стремление

Желание

Склонность

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

100 целей в жизни. Примерный список 100 жизненных целей человека.

Один из лучших советов, который можно вам дать: «с уверенностью смотрите в будущее — в направлении своей мечты» и ставьте правильные цели в жизни.

Большинство из нас живет, как ветер — двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.

Но я верю, что наша жизнь — не просто случайность, и что мы все должны участвовать в ее «проектировании». Можно назвать это дизайном образа жизни.

С тех пор, как вышел фильм «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List» с участием Джека Николсона и Моргана Фримена — рекомендую к просмотру), еще больше людей стало писать список своих собственных целей.

Постановка целей — это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем. Возможно и вам пора задуматься обо всех больших и маленьких вещах, которые вы хотели бы осуществить в своей жизни.

Каждый год, обычно в декабре, люди составляют список вещей, которые хотели бы достичь в следующем году. Однако эти цели носят краткосрочный характер. 100 целей жизни поставят перед вами более амбициозные задачи. Некоторые из них будут краткосрочными, а выполнение других может занять всю вашу жизнь. Какие-то задачи вы можете начать и сделать сразу, некоторые потребуют больше времени.

100 целей жизни должны быть настолько захватывающими лично для вас, что вам будет трудно заснуть ночью! Если же вы не в восторге от ваших целей, то вы не будете стремиться к ним на достаточно высоком уровне.

Я приведу пример 100 жизненных целей (как базовых, так и «экзотических»), но настоятельно рекомендую сделать свой собственный список. Итак, наберитесь терпения…

100 целей жизни человека

  1. Создать семью.
  2. Поддерживать отличное здоровье.
  3. Научиться говорить на английском языке (С помощью носителя языка или самостоятельно).
  4. Посещать новую страну мира каждый год. Посетить все континенты.
  5. Изобрести и запатентовать новую идею.
  6. Получить почетную степень.
  7. Внести существенный позитивный вклад в дело мира.
  8. Отправиться в путешествие на корабле.
  9. Увидеть землю из космоса + Получить опыт невесомости.
  10. Совершить прыжок с парашютом.
  11. Участвовать в марафоне.
  12. Создать пассивный источник дохода.
  13. Изменить чью-то жизнь навсегда.
  14. Участвовать в Олимпиаде (или чемпионате мира).
  15. Совершить паломничество в Израиль.
  16. Помочь 10 людям достичь их жизненной цели.
  17. Родить ребенка. Воспитать ребенка.
  18. Быть вегетарианцем в течение месяца.
  19. Прочитать всю Библию.
  20. Пообедать с известным успешным человеком.
  21. Выступить на конференции (+выступить с речью перед более чем 100 людьми).
  22. Написать и опубликовать книгу.
  23. Написать песню.
  24. Запустить сайт в Интернете.
  25. Научиться ездить на мотоцикле.
  26. Создать собственный бизнес.
  27. Взобраться на вершину горы.
  28. Научиться играть в теннис.
  29. Изучить цифровую фотографию и научиться фотографировать.
  30. Сдать Кровь.
  31. Избавиться от вредных привычек(Алкоголь, курение).
  32. Познакомиться с интересным человеком противоположного пола.
  33. Владеть собственными 5 гектарами земли.
  34. Покормить акул.
  35. Найти любимую работу, которая не будет напрягать.
  36. Совершить подводное плавание (заняться дайвингом или, возможно, поплавать даже на подводной лодке).
  37. Прокатиться на верблюде или поездить на слоне.
  38. Полетать на вертолете или воздушном шаре.
  39. Поплавать с дельфинами.
  40. Увидеть 100 лучших фильмов всех времен.
  41. Посетить «Оскар».
  42. Сбросить лишний вес.
  43. Съездить с семьей в Диснейленд.
  44. Прокатиться на лимузине.
  45. Прочитать 100 лучших книг всех времен.
  46. Поплавать на каноэ по Амазонке.
  47. Посетить все игры сезона любимой футбольной\баскетбольной\хоккейной\т.п. команды.
  48. Посетить все самые крупные города страны.
  49. Жить какое-то время без ТВ.
  50. Уединиться и пожить месяц, как монах.
  51. Запомнить стихотворение «Если бы…» Редьярда Киплинга.
  52. Иметь свой собственный дом.
  53. Жить какое-то время без машины.
  54. Совершить полет в истребителе.
  55. Научиться доить корову (не смейтесь, может быть полезным жизненным опытом!).
  56. Стать приемным родителем.
  57. Совершить путешествие в Австралию.
  58. Научиться танцу живота.
  59. Основать некоммерческую организацию, направленную на помощь людям.
  60. Научиться делать ремонт в доме (и сделать его).
  61. Организовать тур по Европе.
  62. Научиться скалолазанию.
  63. Научиться шить/вязать.
  64. Ухаживать за садом.
  65. Сходить в поход по дикой природе.
  66. Освоить боевое искусство (возможно, стать обладателем черного пояса).
  67. Играть в местном театре.
  68. Сняться в фильме.
  69. Отправиться в путешествие на Галапагосские острова.
  70. Научиться стрельбе из лука.
  71. Научиться уверенно пользоваться компьютером (либо помочь в этом своей девушке, маме)
  72. Брать уроки пения.
  73. Отведать блюда французской, мексиканской, японской, индийской и др. кухни.
  74. Написать стихотворение о своей жизни.
  75. Научиться кататься на лошадях.
  76. Поплавать на гондоле в Венеции.
  77. Научиться управлять лодкой или катером.
  78. Научиться танцевать вальс, чечетку и др.
  79. Опубликовать видео в YouTube, которое наберет 1 миллион просмотров.
  80. Посетить штаб-квартиру Google, Apple, Facebook или др.
  81. Пожить на острове + Пожить в хижине.
  82. Получить полный массаж тела.
  83. В течение месяца пить только воду и сок во время еды.
  84. Стать владельцем % акций прибыльной компании.
  85. Иметь ноль личных долгов.
  86. Построить домик на дереве для своих детей.
  87. Инвестировать в золото и/или недвижимость.
  88. Побыть волонтером в больнице.
  89. Отправиться в кругосветное путешествие.
  90. Завести собаку.
  91. Научиться водить гоночный автомобиль.
  92. Опубликовать семейное дерево.
  93. Достигнуть финансовой свободы: иметь достаточно пассивного дохода, чтобы покрыть все расходы.
  94. Стать свидетелем рождения своих внуков.
  95. Посетить Фиджи/Таити, Монако, Южную Африку.
  96. Участвовать в гонках на собачьих упряжках в Арктике.
  97. Научиться серфингу.
  98. Сделать шпагат.
  99. Покататься на горных лыжах всей семьей в Аспене.
  100. Пройти профессиональную фотосессию.
  101. Пожить в другой стране в течение одного месяца.
  102. Посетить Ниагарский водопад, Эйфелеву башню, Северный полюс, пирамиды в Египте, Римский Колизей, Великую китайскую стену, Стоунхендж, Сикстинскую Капеллу в Италии.
  103. Пройти курсы выживания в природе.
  104. Обладать собственным частным самолетом.
  105. Быть счастливым в этой жизни.
  106. …. ваши цели…

___________________________________________________

Может возникнуть вопрос: зачем ставить 100 целей в жизни — так много? Постановка такого количества целей может реально проверить вашу мотивацию и таланты во многих областях и сферах жизни. Жизнь так многогранна, а цели должны продемонстрировать вашу дисциплину и ответственное отношение к ней.

Именно вы берете под контроль свою жизнь. А цели — это как GPS в жизни. Они дают направление и помогут вам выбрать, куда пойти в этой жизни. Ваше видение об идеальном будущем может превратиться в реальность.

Когда вы поставите 100 жизненных целей, а затем оцените достижения, вы сможете увидеть, что вы сделали и на что вы реально способны. Сам процесс достижения целей даст вам уверенность и веру в себя. После того, как вы добились одной цели, вы будете пытаться добиться других целей, возможно, более высоких.

Вы увидите большой прогресс, которого достигли, когда через какое-то время оглянетесь назад. Цели являются отправной точкой для успеха. Просто начните…

А хороший старт, как вы сами знаете, составляет половину успеха!

>Примеры целей в жизни человека

100 жизненных целей

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том, что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.

Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в Тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль трансмузыки в лесу;

Другие цели:

  1. Отправить своих родителей на отдых за границу;
  2. Познакомиться лично с известным человеком, которым восхищаешься;
  3. Проживать каждый день, как последний;
  4. Организовать позитивный флешмоб в центре Москвы;
  5. Получить второе или третье высшее образование;
  6. Простить обиду всем;
  7. Побывать на святой земле;
  8. Знакомиться с новыми людьми каждую неделю;
  9. Провести месяц без интернета;
  10. Обрести космическое сознание.
  11. Найти наставника;
  12. Изменить к лучшему чужую жизнь;
  13. Увидеть северное сияние;
  14. Вырастить дерево;
  15. Подняться на вершину горы;
  16. Преодолеть свой главный страх;
  17. Завести новые полезные привычки;
  18. Покататься на американских горках;
  19. Принять участие на костюмированном маскараде в другой стране;
  20. Стать наставником для кого-то.

Жизненные стремления в структуре личности.

Жизненные стремления – личностная характеристика, которая в современной отечественной психологии находится на этапе становления и встраивания в представления о психологическом функционировании человека. Ее место определяется системой взаимодействия с такими характеристиками личности человека, как жизненные цели, ценности, интересы, личные проекты, задачи – все это очень близкие категории, которые, однако, не тождественны понятию жизненных стремлений. Категориальная широта и временные границы данных конструктов не позволяют очевидным образом указать рамки каждого из понятий, что неизбежно приводит к необходимости их детального рассмотрения с целью разграничения.

Развитие психологического комплекса знаний в России сопряжено с необходимостью его тесного взаимодействия с зарубежными теориями и подходами. В рамках рассматриваемой нами категории жизненных стремлений полагаем уместным обратиться к одной из наиболее известных в США и Европе теорий мотиваций, активный интерес к которой сейчас наблюдается в отечественной психологии – это теория самодетерминации (Self-Determination Theory), предложенная английскими психологами Э.Деси (Edward L.Deci) и Р.Райаном (Richard M.Ryan), в которой дается определение понятий жизненных стремлений, а также предлагаются методики их диагностики. Эта теория согласуется со многими психологическими взглядами на функционирование личности, мотивацию и жизненные цели в России. Однако сложность встраивания нового знания в уже сложившуюся систему представлений о человеке отмечается и в отношении рассматриваемой нами категории. Но при этом психология в России как наука на данном этапе своего развития готова к обогащению, а, следовательно, и к структуризации и переструктуризации своей системы. Новые представления и знания, упорядоченный взгляд на психические и психологические процессы и явления дает возможность современным ученым быть свободными и непредвзятыми при анализе проявлений психической жизни человека.

С целью определения места категории жизненных стремлений в психологии необходимо в первую очередь иметь четкое представление о том, что собой представляют стремления человека как таковые. Для этого обратимся к работам Э.Деси и Р.Райана. При этом одной из основных категорий, к которой обращаются авторы и которая заложена в названии данного подхода, — это самодетерминация.

Самодетерминация рассматривается как ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Авторы считают, что человек в состоянии ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностых процессов. Данное понятие тесно связано с различными психическими явлениями: мотивацией, потребностями, волей, автономией, самореализацией, целями и ценностями (Kasser T., Williams G. C., Sheldon K. M., Леонтьев Д.А., Донцов А.И., Бюллер Ш.). Рассмотрение поведения человека как самодетерминированного приводит к необходимости разграничения тех сил, которыми человек руководствуется при принятии решения, при осуществлении деятельности, при анализе себя и мира вокруг него. И здесь возникает теория содержания целей, одна из наименее известных российским психологам мини-теорий, основным конструктом которой является категория жизненных стремлений, которая описывается Э.Деси и Р.Райаном как компонент направленности личности, связанный с удовлетворением основных психологических потребностей и являющийся фактором личностного роста и психического здоровья. Данное определение весьма размыто, поэтому жизненные стремления в теории самодетерминации представлены двумя более узкими группами – внешние и внутренние стремления человека. Внутренние жизненные стремления – стремления, обеспечивающие удовлетворение основных (базовых) психологических потребностей, а также способствующие личностному росту и психическому здоровью. Внешние жизненные стремления – являются средствами достижения внешних по отношению к личностному Я целей, они имеют лишь внешние атрибуты благополучия и признания и не ведут к личностному росту. Оценка и достижение их зависят от реакций других людей. К первой группе стремлений авторы относят личностный рост, стремление к любви и привязанности, служение обществу. Ко второй – материальное благополучие, известность, физическая привлекательность (внешность). Стремление к здоровью занимает промежуточное положение между внешними и внутренними жизненными стремлениями, однако исследования показали, что оно, скорее, ближе первой группе.

Категория жизненных стремлений, как видно, описывает как внутреннемотивированное, связанное с глубинным ощущением себя, так и внешнемотивированное поведение, затрагивая как «периферию», так и «центр» личности. Представляя личность как организованную систему, одной из необходимых характеристик которой является иерархичность, необходимо отметить также уровневую организацию личности. Понятие жизненных стремлений нельзя рассматривать как принадлежащее одному из уровней организации человека, оно пронизывает личность, являясь способом и средством выражения врожденных предпосылок побуждений человека, влияя на степень их удовлетворения на всех уровнях, начиная организменным и заканчивая личностным.

Некоторые авторы предполагали, что выделение внешних и внутренних стремлений излишне, поскольку эффекты, которые обнаруживаются в экспериментах с ними можно свести к особенностям регуляции человека, автономной (в случае превалирования внутренних стремлений) или «подконтрольной» с минимальной автономией (в случае превалирования внешних стремлений), то есть непосредственное содержание целей человека не несет существенной нагрузки. Однако актуальность исследования жизненных стремлений была подтверждена в ходе очередных экспериментов посредством обнаружения независимого влияния регулирующих процессов и содержания жизненных стремлений человека на его благополучие.

Теория самодетерминации – это теория мотивации, поэтому анализ следует начать именно с данного конструкта. Мотивация – характеристика, используемая для анализа причин и факторов, которые инициируют, энергетизируют, направляют, поддерживают и приводят к завершению активность субъекта . Мотивация определяет направленность личности, поэтому ее связь с категорией жизненных стремлений очевидна. Б.Г.Ананьев, рассматривая мотивацию в контексте учебной деятельности, разводил понятия мотива и цели: цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком; мотив — побуждение к достижению цели. Категория жизненных стремлений и их дифференциация возникли из уже ставшего классическим разделения мотивации на внешнюю и внутреннюю. В рамках теории самодетерминации внутренняя мотивация была определена как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания. Внешняя мотивация стимулирует человека к деятельности в связи с требованиями среды, наградами или наказаниями. Внешние и внутренние жизненные стремления имеют в своей основе внешнюю и внутреннюю мотивацию соответственно, как бы подпитываясь ею. Жизненные стремления обладают большей различительной способностью, чем мотивы; они «индивидуализирую» мотив. Но при этом лишь часть стремлений соотносится с мотивационными системами (достижения, аффилиации-близости, власти), поскольку жизненные стремления не являются просто конкретизированными вариантами общих мотивов, коль скоро стремления включают значительно более широкий спектр проявлений личности человека. Это уже не тот мотив, который придает вектор активности с целью удовлетворения насущной потребности. И не цель, коль скоро жизненное стремление, например, к личностному росту весьма непросто представить в качестве предвидимого результата. Однако рассмотрим связь жизненных стремлений с личными целями более детально, поскольку данные характеристики наиболее близки друг другу.

Личные цели человека также как и жизненные стремления проявляются в действиях человека, которые могут быть построены как на основе внутренних желаний и потребностей, так и на основе внешних требований среды. Помимо этого, операциональную близость данных понятий можно обнаружить, обращаясь к работам А.Н.Леонтьева и описанному им процессу «сдвига мотива на цель», при котором действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. То есть средство становится самоцелью. Внешние стремления, которые могут рассматриваться как условия, благоприятствующие развитию личности, но не являющиеся высшей точкой ее развития, также могут стать самоценными для людей с внешне ориентированным поведением.

Остин и Ванкувер , проанализировав целевые конструкты, выделили в них три описательных составляющих: 1) целевая структура (параметры целей, их свойства и организация), 2) целевые процессы (полагание, планирование, преследование и пересмотр целей) и 3) целевое содержание (категоризация целей согласно таксономии). В данном разделении содержание понятия жизненных стремлений уместно включить во вторую группу, в группу целевых процессов. Клингер указывает наличие во всех живых системах базовой тенденции стремления к цели, обозначив ее как «императив намерения». При этом указанная тенденция приводит к необходимости разведения понятия непосредственно цели и стремления к данной цели. Стремления позволяют человеку решать жизненные задачи и достигать значимых лично для него целей. МакАдамс относит данные процессы ко второму из трех указанных им уровней, описывающих личность – к уровню личных интересов и устремлений (первый уровень – диспозиционные черты, третий уровень – интегративные истории жизни), – и включает в него, помимо личных стремлений, личные проекты и жизненные задачи, описывая каждый из указанных компонентов как более гибкий, в сравнении с чертами (первый уровень), однако еще не достигший уровня идентичности или жизненного нарратива (третий уровень).

Категории цели и стремления зачастую стоят рядом при описании личностно-мотивационной сферы человека, однако, как мы отмечали выше, категория жизненных стремлений не тождественна понятию личных целей по ряду характеристик, некоторые из которых уже обозначены. При этом личные цели наиболее актуализированы и доступны осознанию, наиболее наглядно движут поведением человека. Они более контекстуальны; это ограниченные идеографические единицы, которые отвечают за человеческую мотивацию и являются отражением аффективно заряженных целей. Личная цель – это способ представления личных стремлений.

Описание жизненных стремлений человека чревато терминологической подменой одной целевой характеристики функционирования личности другой, близкой ей. Поэтому детальный анализ каждой из них поможет лучше понять природу и принципы функционирования жизненных стремлений человека и их место в организации его личности.

Анализ категории жизненных стремлений приводит нас к ряду понятий, описывающих механизмы и пусковые стимулы поведения человека. Одним из таких понятий является категория «текущих интересов» – гипотетических мотивационных состояний, локализованных между двумя точками во времени: принятием цели и либо достижением цели, либо отказом от нее. Они направляют мысли, поведение человека и его эмоциональные реакции. Текущие интересы нечетко представлены в когнитивных процессах человека, большую часть времени он не отражается, поскольку человеку свойственно иметь одновременно ряд текущих интересов для каждой из своих целей. При этом текущие интересы могут длиться от нескольких секунд до всей жизни, однако имеют четко представленные начало и конец. Пусковым механизмом к запуску данного процесса являются стимулы внешнего окружения, связанные с конкретными текущими интересами.

По своей сути текущие интересы – это латентные состояния, лежащие в основе жизненных стремлений человека, позволяя ему двигаться к достижению цели и быть в состоянии возобновлять процесс стремления к ней даже после прерывания целенаправленной активности.

В отличие от текущих интересов, являющими собой гипотетические состояния и отражающие то, чем человек обладает, личные проекты, близкое им понятие, отражают наблюдаемое поведение, связанное с интересом; то, о чем люди думают, что планируют и стремятся довести до конца. Личные проекты есть то, что человек непосредственно делает, то, вокруг чего организуется его повседневная деятельность. Данную характеристику поведения человека следует отнести к группе кратковременных, в отличии от жизненных стремлений, которые считаются довольно долговременными явлениями, и в своей организации затрагивают более глубинные слои личности.

Жизненные задачи, в свою очередь, организуют повседневную деятельность человека, наделяя ее смыслом. Н.Кантор определяет жизненные задачи как проблемы, над которыми люди, как они считают, работают в определенный жизненный период или при смене данных периодов . Жизненные стремления человека корректируются, преобразуются в течение жизни, однако обладают устойчивостью во всех жизненных периодах. Задачи же, в свою очередь, специфичны для определенной стадии жизненных изменений и имеют место быть именно на данной стадии. Они отражают, скорее, внешние, социально конструированные, культурно регулируемые аспекты, в сравнении со стремлениями человека, которые отражают внутренние аспекты личности, связанные с самоопределением.

Жизненные задачи представляют собой нормативные возрастные задачи, которые укоренены в контексте жизни в большей степени, чем стремления человека. Это своего рода организаторы целей и стратегий в определенные периоды в специфических условиях существования; они более узко и конкретно описывают индивидуальные различия, чем жизненные стремления. При этом жизненных задач формулируется субъектами меньше в количественном отношении по сравнению с количеством стремлений.

Мы рассматриваем жизненные стремления с точки зрения Э.Деси и Р.Райана, вплотную занимающихся их изучением, но при этом анализ категории «стремления» должен быть дополнен взглядами других авторов на данное понятие. Личные стремления были предложены к рассмотрению Р.Эммонсом, как идиографически согласованные паттерны целенаправленных стремлений, с целью описания того, что человек обычно пытается делать. Каждый человек обладает уникальным набором тенденций «пытаться» что-то делать, вне зависимости от того, достигает ли он успехов в осуществлении данных действий. Ф.Олпорт обозначил это понятием «телеономические тенденции». В таком понимании стремления могут быть весьма разнообразны: широкие / конкретные, позитивные / негативные, человек может пытаться их достичь / избежать или предотвратить. И здесь мы неизбежно возвращаемся к сравнению понятий цель и стремление, жаркие дискуссии в отношении которых продолжаются и по сей день. Если цель – это «желаемое положение дел, которого некто стремится достичь посредством действия» – иными словами, это «делание» чего-либо, то стремление выражается не только в категориях действия, но также и в категориях существования, способа жизни. Жизненные стремления находятся на более высоком уровне абстракции (особенно это относится к группе внутренних стремлений), объединяя множество целей, упорядочивая их в более общие группы. Данное свойство «роднит» жизненные стремления с понятием «мотивационная диспозиция», с одним важным отличием – комплекс стремлений каждого человека уникален, стремления каждого человека присущи только ему, поскольку данный конструкт объединяет различные цели и действия вокруг одной общей темы. Стремления – это своего рода организующий принцип, который согласует и задает последовательность преследованию человеком своих целей изо дня в день. В таком смысле стремления выступают также индикатором того, насколько успешны действия человека, как он проживает его собственную жизнь.

Об актуальности исследования категории жизненных стремлений говорит тот факт, что некоторые авторы предполагали, что выделение внешних и внутренних стремлений излишне, поскольку эффекты, которые обнаруживаются в экспериментах с ними можно свести к особенностям регуляции человека, автономной (в случае превалирования внутренних стремлений) или «подконтрольной» с минимальной автономией (в случае превалирования внешних стремлений), то есть непосредственное содержание целей человека не несет существенной нагрузки. Однако в ходе очередных экспериментов уникальность жизненных стремлений была подтверждена посредством обнаружения независимого влияния регулирующих процессов и содержания жизненных стремлений человека на его благополучие.

Мы попытались рассмотреть категорию жизненных стремлений с позиции точек соприкосновения и пересечения данного конструкта с мотивационно-целевыми характеристиками личности и поведения человека, и полагаем уместным определить специфические особенности функционирования стремлений человека в более общей картине личностной организации. Поэтому обратимся к основным категориям психологии.

Рассматривая жизненные стремления в качестве элемента направленности личности, в первую очередь необходимо обозначить границы категории направленность личности. Это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время, направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др. Именно в данной группе характеристик личности жизненные стремления имеют место быть, однако не сводятся ни к влечению, как недостаточно полному осознанному стремлению к достижению чего-либо (жизненные стремления осознаются не трансформируясь в иные характеристики личности), ни к склонностям, как проявлению потребностно-мотивационной сферы личности, выражающейся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности (эмоциональный компонент жизненных стремлений не является ведущим), ни к идеалам (жизненные стремления включают представления о себе реальном), ни к мировоззрению, как системе взглядов на мир, и т.д. Жизненные стремления близки к категориям убеждения (высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений) и ценности. Ценности, как общественные идеалы, выступающие благодаря этому как эталон должного, наибольшим образом связаны с ориентацией на настоящее, они определяют отношение человека к действительности. В то время как жизненные стремления имеют эмпирически подтвержденные связи со всеми аспектами временной ориентации. При этом жизненные стремления более процессуальны (начало – процесс – завершение; что я есть – чего я хочу – что я уже достиг), чем ценности, являющиеся рефлексивным отражением своей жизненной позиции. Кроме того, в эмпирических исследованиях жизненные стремления оформляются наиболее четко, в то время как список ценностей представляется более широким и дробным .

Рассматривая направленность личности, предложенную С.Л.Рубинштейном, (потребности, интересы, идеалы) можно отметить, что жизненные стремления в данной ситуации отнести к потребностям невозможно, поскольку жизненны стремления скорее относятся к социальному уровню функционирования личности, нежели к физиологическому, которому скорее свойственны потребности. Все конструкты личности упорядочены в иерархию и ее облик существенно определяется уровнем, на котором находятся основные тенденции личности, а также широтой ее интересов. Жизненные стремления, представленные двумя группами, также могут быть соотносимы с уровнями тенденций личности и определять ее облик. В отношении интересов (специфическая направленность на тот или иной предмет) и идеалов (должное, совокупность норм поведения) необходимо сказать, что внутренние стремления несут на себе отпечаток идеалов С.Л.Рубинштейна, в то время как внешние стремления не поднимаются выше уровня интересов. Таким образом, жизненные стремления пронизывают направленность личности, включая в себя характеристики различных ее уровней. В этом смысле слова В.Н.Мясищева о направленности личности крайне актуальны: «Если суть, ядро, глубина личности заключаются в том, что пронизывает и определяет все ее поведение и жизнь, то для одной структуры, более совершенной, это будут идейные побуждения, а для другой инстинктивные» . При этом, рассматривая каждую из данных структур отдельно, С.Л.Рубинштейн отмечает, что тенденции выступают как стремления, когда намечается их конечный пункт. «Тенденции заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность» . Как видно, С.Л.Рубинштейн предлагает разветвленную система проявлений личности, в которой непременное место должны занимать жизненные стремления. При этом их место определяется категориальной структурой, предложенной в данном конкретном подходе. Так например, Л.А.Коростылевой, занимающейся вопросами самореализации личности, были выделены четыре уровня самореализации: примитивно-испонительский (где ведущими являются смысловые установки и мотивы), индивидуально-исполнительский (смысловая диспозиция), уровень социальных ролей и норм (смысловой конструкт), смысложизненная и ценностная реализация (личностная ценность). Определяя, вслед за автором, самореализацию как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом, можно полагать, что внутренние стремления имеют место на уровне смысложизненной и ценностной реализации, внешние же стремления данного уровня не достигают, в связи с чем полная самореализация для людей с более выраженными внешними жизненными целями является проблематичной.

Инстинкт, как врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление к типичным условиям жизни, не может стоять в одном ряду с жизненными стремлениями. Здесь, однако, необходимо отметить, что имеет место врожденная склонность к самодетерминации, в связи с чем можно предположить, что человек изначально расположен к преобладанию внутренних жизненных стремлений над внешними, поскольку именно внутренние способствуют так называемой «свободе активности». Однако данный врожденный компонент не является генетической предрасположенностью или врожденным инстинктом, его необходимо рассматривать лишь как некую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия человека с окружающим миром. И уже именно от этого будут зависеть внутренне-внешние соотношения жизненных стремлений.

В результате сравнительного анализа такого личностно-мотивационного показателя как жизненные стремления было определено его уникальное, не сводимое ни к одной другой характеристике, место в системе представлений о психологическом функционировании человека. Данная тенденция также подтверждается исследованиями, проводимыми в рамках данного направления, где выявляется независимое влияние жизненных стремлений на основные параметры функционирования личности и обнаруживаются его связи с уже устоявшимися в отечественной психологии показателями психической жизни человека. Так например, в проведенном нами исследовании были получены следующие результаты: ориентация человека на внутренние жизненные стремления положительно связана с осмысленностью жизни, что свидетельствует о том, что высокое осмысление своей жизни связано с глубинными личностными жизненными стремлениями (стремление к личностному росту p = 0,0000001, R = 0,36; стремление к значимым отношениям с другими p = 0,00005, R = 0,29; стремление к обществу p = 0,000008, R = 0,32; стремление к здоровью p = 0,0004, R = 0,26). Взаимосвязь жизненных стремлений с временными ориентациями личности проявляется в том, что люди, ориентированные на внутренние стремления, склонны позитивно воспринимать все аспекты временной перспективы, прошлое, настоящее и будущее (стремление к личностному росту vs гедонистическое настоящее p = 0,0005, R = 0,25; стремление к личностному росту vs позитивное прошлое p = 0,01, R = 0,19; стремление к личностному росту vs прошлое (ШВУ) (p = 0,04, R = 0,15), настоящее (ШВУ) (p = 0,013; R = 0,18) будущее (ШВУ) (p = 0,002; R = 0,23)); в случае преобладания внешних стремлений отмечается ориентация на гедонистическое настоящее (стремление к известности vs гедонистическое настоящее p = 0,00004, R = 0,3; стремление к привлекательной внешности vs гедонистическое настоящее p = 0,0001, R = 0,28), что может быть связано со стремлением людей, имеющих данную ориентацию, к сиюминутным удовольствиям, внешним наградам и удовлетворению возникающих желаний здесь и сейчас. Направленность человека на внутреннее стремление к отношениям связано с высоким уровнем рефлексивности (p = 0,04, R = 0,15), в то время как стремление к богатству, относящееся к группе внешних стремлений, имеет отрицательную корреляцию с рефлексивностью (p = 0,008, R = — 0,19), что свидетельствует о том, что ориентация на данное стремление связана с низким уровнем рефлексивности. Обнаружена связь жизнестойкости и жизненных стремлений личности, характеризующаяся тем, что при ориентации на внутренние стремления отмечается высокая жизнестойкость по всем показателям (вовлеченность, контроль, принятие риска) (стремление к отношениям vs жизнестойкость p = 0,00002; R = 0,31; стремление к обществу vs жизнестойкость p = 0,00003; R = 0,3; стремление к здоровью vs жизнестойкость p = 0,0001; R = 0,36), что говорит о том, что человек, занимающий активную жизненную позицию, готовый действовать, имеет внутренние стремления, которые в свою очередь и обуславливают его вовлеченность в происходящее, борьбу за результат своих действий и обретение опыта. Дальнейшее исследование данного конструкта позволит обогатить, расширить и более детально структурировать представления о поведенческих особенностях человека и его организации личности.

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психол. журнал, 2005, Т. 26, №6, с. 25-34;

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1960;

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева – М. : Смысл : Academia, 2006, 332 с.;

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее // Психологические исследования, М., 2010, вып. №4;

Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р.Райана. / Материалы VIII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов — 2001», секция «Психология» (Москва, 2001 г.). – М.: МГУ, 2001;

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 335с.;

Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006 – 384 с.;

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения самореализации в профессиональной сфере. – СПб.: изд-во Речь 2005;

Котельникова Ю.А. Личностные корреляты жизненных стремлений. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: 2009;

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности — http://mary1982.narod.ru/leontiev.html;

Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени — http://www.follow.ru/article/344;

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003, 351 с.;

Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство Питер, 2000;

Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева — М.: Смысл, 2002;

ТолменЭ.Ч. «Целевое поведение у животных и человека» (Purposive behavior in animals and men) (New York—London, 1932);

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е издание. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003;

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996, № 3;

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

Личность в основных психологических теориях

Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:

  • психобиологические личности (У. Шелдон, США),
  • биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
  • психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
  • психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
  • и т.д. См.→

Направленность личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установки

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

  • лично на самого собеседника;
  • на суть беседы;
  • на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечения

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на её процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность…

Желание

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Примечания

  1. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

осуществлять стремление

Смотреть что такое «осуществлять стремление» в других словарях:

  • продолжение — ждать продолжения • модальность, ожидание иметь продолжение • действие ожидать продолжения • модальность, ожидание получить продолжение • действие, начало продолжение следует • субъект, приближение / удаление (не) оставалось сомнений • действие,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

  • Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

  • Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

  • Компания — (Company) Содержание Содержание Юридические формы компании Понятие организации и предпринимательства. Основные признаки и классификации компаний Признаки фирмы Основные концепции организации Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция… … Энциклопедия инвестора

  • Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия

  • Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

Значение слова стремление

Наилучшей формой контроля над обществом является та, в которой присутствует иллюзия выбора. Стремление к безудержному потреблению, распространившееся по всему миру, представляет собой новый вид демократии.

Два слова в кроссворде стоят в линию. «Гинекологический» и «стоматология». Если вместе прочитать, смешно.— Это тебе от необразованности смешно, — сказала я. — А такая культурологическая концепция существует на самом деле. Есть американская писательница Камилл Палья. У нее… То есть не у нее. Скажем так, она оперирует понятием «vagina dentata». Зубастая вагина — это символ бесформенного всепожирающего хаоса, противостоящего аполлоническому мужскому началу, для которого характерно стремление к четкой оформленности.

Стремление познавать (φιλομαθὲς) и стремление к мудрости (φιλόσοφον) — это одно и то же (376b)

Под влиянием партийности атрофируется независимое наблюдение и исследование и развивается одно лишь стремление к отстаиванию застывших догм во что бы то ни стало.

И все-таки старик Блэкстон (Блэкстон Уильям; 1723—1780; английский профессор-юрист, написавший четыре тома «Комментариев к английским законам») прав. В основе законов, как краеугольный камень, на котором стоит цитадель правосудия, лежит горячее и искреннее стремление честных людей к беспристрастию и справедливости. Но что же говорит на этот счет Учитель? «Судьи и адвокаты оказались весьма изобретательными». И законы, созданные для блага людей, были столь изобретательно извращены, что теперь они уже не служат защитой ни обиженному, ни обидчику, а лишь разжиревшим судьям да тощим, ненасытным адвокатам, которые покрывают себя славой и наживают толстое брюхо, если им удается доказать, что они умнее своих противников и даже самих судей, выносящих приговор. … Блэкстон всегда прав, если его правильно читать. По-твоему, это парадокс? Да! Но, кстати, все современные законы тоже парадокс. Блэкстон — это сама основа человеческого правосудия, но — боже! — сколько хитроумия пускают в ход умные люди, чтобы прикрыть именем Блэкстона то зло, которое они творят. («Слепой разбойник», «Справедливый», Слепой судья)

Тысячи лет в человечестве преизбыточествовало мужское, мужественное начало: сила, дерзость, гордыня, отвага, стремление вдаль, жестокость, воинственность (VI:3)

Учитель должен воспитать в человеке стремление к духовному миру и равнодушие к материальным наслаждениям.

Религия была создана, чтобы учить. Поэтому данный проект включал в себя не только достижение человеком Веры в существование Высших сил, но и воспитание уважения к ним, стремление к божественному идеалу в развитии и должен был учить отличать добро от зла.

Минимализм: стремление добиться требуемого эффекта как можно более минимальным набором художественных средств — ничего лишнего!

Всякий, кто приближается к вооруженной силе, должен чувствовать сразу, что всё политическое, всё, что волнует и мучает различные общественные слои, вся рознь, всякая зависть, всяческое идейное неравенство не имеют места в жизни вооруженной силы, единственною задачей которой является постоянное стремление сделаться и оставаться действительною «силой», в любой момент готовой идти на свой нравственный подвиг, на подвиг самопожертвования.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *