Сценарий посиделок для женщин

Содержание

Сценарий праздника для фольклорного коллектива «На зелёном лугу, у околицы.»

МБОУ «Комякская ООШ»

Сценарий мероприятия для учащихся объединения дополнительного образования.

«На зеленом лугу, у околицы»

Выполнила: учитель музыки 1 категории

Мишина Анастасия Николаевна

2018 год, д. Комяк

Направление деятельности: художественное

Название дополнительной общеобразовательной программы: «ВИШЕНКИ»

Срок реализации – 4 года, возраст детей – 11-12 лет.

ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы особо возрастает ценность художественно-эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность.

Изучая народное творчество учащиеся становится сопричастным к быту, семейным обычаям и традициям, праздникам, историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут.

Данные материалы предназначены для руководителей кружков, классных руководителей, учителей музыки, краеведов. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Мероприятие можно представить в качестве итогового урока-концерта для родителей и других учащихся, особенность сценария в том, что дети становятся и артистами и участниками данного мероприятия, т.е. оно для учащихся, но с их непосредственным участием, такова особенность фольклора.
Цель: формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

1.Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;

2.Углублять познавательный интерес к истории и традициям своего народа; 3. Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков, выразительного исполнения песен.

Предполагаемый результат: Проведение данного мероприятия предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данное мероприятие предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни.

Оборудование: Зал оформлен в стиле березовой рощи, посреди сцены на заднем плане стоят лавочки, до начала праздника звучат русские народные песни. Русские народные костюмы для кружковцев, маска медведя, деревянная кадка, шумовые инструменты (ложки, трещетки, бубен) – можно использовать в качестве украшений на припевах песен.

Ход сценария.

Девочки, участницы кружка выходят парами из разных кулис с песней «За горою у колодца» (Приложение 1) — проходят 1-2 круга по сцене, встречаются на середине сцены, делают поклон и встают в один ряд, допевают 2 куплет песни.

1 д. Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные. (делают поклон)

2 д. Жива традиция, жива-

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

3 д. На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2.вед. Отдых — это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки

Для друзей и для гостей!

Ведущая: Вот и девицы — ягодиночки

А нарядные, как картиночки.

(девочки рассаживаются на лавочки)

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай!

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело то было…..(ха-ха-ха, все смеются)

Исполняется народная свадебная песня «У голубя у сизого»(Приложение № 2)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…(символически переплевывает)

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая, полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры, неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло, потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь… Тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2. Сова близ дома кричит – к новорождённому.

3.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

4.Мыло за пазухой спасает от порчи.

5.Не играй ножом – ссора будет.

6.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном!

1д. Полно, девицы нам скучать, танцы время танцевать.

Исполняется русский народный танец «Девичий перепляс»

Неожиданно появляется мальчик в народном костюме, но с головой медведя, с кадкой воды и брызгает девочек.

Девочки в страхе отбегают назад. Кто-то садится, укрывает голову ладошками, кто- то кричит: «Помогите! Спасите! Оборотень!» Мальчик изображает рычание медведя, тем самым еще больше пугает девочек.

И тут самая смелая девочка, узнав мальчика, говорит.

Девочка: Девицы, да чего ж это мы испугались-то, да это ж Федька!

Все: Точно, Федька!!! Ух, мы тебя! Шутить изволил! (Девочки бегут за мальчиком, запугивая. Федька пятится назад )

Федька: Молодки-лебедки, полно вам, полно! Ей Богу пошутил, простите вы меня дурачка!!!

Девочка: А вот и нет! Надо тебе отвешать за такие забавы, да как надо!!!

Федька: Девоньки, да вы погодите ругать, давайте лучше играть!

Ведущая: Не только пели и плясали наши прадеды да прабабушки, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр.

Проводится игра «Золотые ворота» (Приложение № 3)

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Девочка: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

Федька: Эй, девчата – хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы стало веселей.

Исполнение частушек.(Приложение 4)

Ведущая: Ребята, а Федьки на затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та, небылицы, пословицы, поговорки.
Дети соревнуются в рассказывании небылиц, дразнилок.

Ведущая: На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

(Ведущий загадывает загадки)

1.Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

3. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

4. Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

5. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

6. В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

7. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).

8. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
9. Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
10. Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая: Молодцы, ребята!

Дружбу верную свою

С гармонистом покажу,

Под весёлую гармонь

Песню нашу пропоём.

Исполняется песня «Ягода», 1 куплет запевает солистка, на припев можно использовать трещетки. (Приложение 5)

Девочка. Что может быть лучше России?

Черёмухи белой в цвету.

И реки, что лентою синей

Лежит на зелёном лугу.

Спросите у рощи весенней,

Где ночью поёт соловей,

Что может быть лучше России —

Единственной песни моей?

Росиночка- Россия (из репертуара гр. Саманта)

Федька:

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Фольклорный праздник: За околицей.

Цель: приобщение детей к русской праздничной культуре.

Задачи:

— ознакомить детей с русскими традициями активного отдыха;

— развивать умения дружеского общения в коллективе через народные игры;

— воспитывать уважение к народным русским традициям.

Ведущий: Хорошо вечером в деревне. Тихо. Поют далеко за околицей, а во всех дворах песню слышно. После трудового дня, когда солнышко садится, собираются люди, чтобы песни спеть, хороводы поводить, пошутить, посмеяться, добрым словом перемолвиться.

В народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело», «Делу – время, потехе – час». Какие только дела за день не переделаны: и сено косили, в стога метали, по ягоды, по грибы ходили, рыбу ловили, стада на лугах пасли, коров доили, всех дел и не перечислишь. Теперь и отдохнуть пора.

(Звучит песня «А чу-чу».)

Ведущий: За околицей белоснежные березки зелеными листьями чуть колышут, словно прислушиваются к нашей беседе.

Береза моя, березонька,

Береза моя, белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька.

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девицы

Венки вьют, плетут.

Ведущий: Красны девицы, выходите хоровод водить.

Звучит песня «Во поле береза стояла».

Ведущий: У нас и весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить.

Небылицы:

По поднебесью, братцы, медведь летит.

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила:

Гнездо свила, деток вывела.

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят.

По сучкам висят, полететь хотят.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Ты пирог ел?

Нет, не ел.

А вкусный был?

Очень!

Ведущий: У каждого Федота своя забота. А Ереме да Фоме друг друга переговорить охота.

Скороговорки.

Ведущий: Ну, какой же вечер без игры!

Игра «Тетера».

Ведущий: За околицей у нас песни да пляски, да разные сказки.

Инсценировка сказки «Курочка ряба».

Ведущий: А как хорошо на зеленой лужайке хороводы водить да плясать.

Пляска «Коми-пермяцкая полька».

Ведущий: Собирайся, народ, в хоровод!

Кто в «Растяпу» играть идет!.

Игра «Растяпа».

Ведущий: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки.

Отгадывание загадок.

Ведущий: Вижу я, мастера вы загадки отгадывать, а петь вы умеете?

Звучит песня «Ой, ладу-ладу».

Ведущий: К нам пришли добры молодцы показать, как они умеют веселиться.

Эх, топни сапог, топни правеньки!

Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький.

Танец «Сударушка».

Ведущий: Издавна на Руси почитали куклу Петрушку. Ни одно представление без него не обходилось, ни одну сказку без него не играли.

Стихотворение «Петрушка».( можно заменить песней «Петрушка»)

Ведущий: Засиделись, заслушались, пора и самим песню спеть.

Звучит песня «А я по лугу».

Ведущий: Наплясались, повеселились мы с вами! Вот и солнышко село за дальний лес. Пора по домам.

Приложение.

Песня «А чу-чу».

А чу-чу, а чу-чу,

Я горошек молочу

На чужом на точку
да на пригорочке.

Ко мне курочка бежит,

Ко мне рябая бежит.

Ой, бежит, она, спешит

Да ничего не говорит.

А из курочки перо

полетело далеко.

Ой, далеко-далеко

Да на Иваново село.

У Иванова двора

Загорелася изба.

Всем селом забор тушили

Ничего не загасили.

Пришел дедушка Фома,

Большая борода.

Он согнал народ в овин.

Потушил огонь один.

Чем Фома тушил пожар

Нам об этом не сказал.

Только слышно стороной

Затушил он бородой.

А чу-чу, а чу-чу,

Я горошек молочу.

На чужом на точку

Да на пригорочке.

Инсценировка сказки «Курочка ряба».

Действующие лица: ведущий, Дед, Баба, соседи.

Ведущий: жили-были дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.

Б. эй, старик, проснись скорей!

Д. волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Б. да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Д. ну снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Б. да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Д. Золотое? В самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Б. Погляди, горит как жар!

Д. Не случился ли пожар!

Б. Ох, горит, слепит глаза!

Д. Чудеса!

Б. Чудеса!

Д. Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Б. Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Д. Ты пойди запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Б. (возвратившись) в среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей.

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочек голубую,

До краев набью сундук.

Д. Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Б. Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Не нужны нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки!

Д. Пусть смеются, мне не жалко!

Б. Да уймись ты, не кричи.

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Д. Я хозяин или нет?!

Б. Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось!

Д. Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили.

И работать, как всегда.

Б. И шубенку справить можно, и подправить можно дом.

Д. Только то, видать надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Б. Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок, и варенья и соленья.

Д. и Б. (вместе) Заходите без стесненья!

(Гости входят с поклоном к хозяевам).

Гости: 1-й -Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

1-й — Большого здоровья!

План-конспект занятия по МХК (7 класс) на тему: Девичьи посиделки

СЦЕНАРИЙ

ОТКРЫТИЯ РАЙОННОГО СЕМИНАРА

ДИРЕКТОРОВ СРЕДНИХ ШКОЛ

В РАМКАХ ИГРЫ

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

ОБРЯДЫ

ИГРЫ

КОСТЮМЫ

ДЕКАБРЬ 2006 Г.

Ведущий1. Фольклор – это бесценный дар поколений, уникальная самобытная культура наших предков. Мудрое народное слово, веками отточенные песенные интонации, выразительная пластика – это копилка народных знаний о жизни. Только бережное отношение к культурным традициям своего народа позволит нам протянуть невидимую нить от наших предков к нашим потомкам, чтобы жить по законам Любви, Добра и Красоты.

Ведущий 2. Столетиями хранит народ свои сказки, песни, прибаутки, пляски…Это – летопись народной жизни. Они призывают нас быть внимательными к природе и людям

А начиналось все с былин. Это самый древний жанр народного песенного фольклора. По всей земле русской из города в город, из деревни в деревню ходили певцы – сказители, и под неторопливое звучание гуслей вели рассказ о ратных подвигах русских богатырей.

Выходят гусляры, звучит «Былина о Добрыне Никитиче»

Ведущий 3. С древних времен песня неразлучна с человеком и в радости, и в горе, и в труде, и на отдыхе. Для каждого события пелись свои песни. Колыбельные, игровые, календарные, солдатские, трудовые, обрядовые… В народе говорят: «Где песня льется, там легче живется». Коль радость на душе, поделиться ею помогает песня. А если грусть тоска одолела, — споешь песню и станет легче.

Выходят девушки из противоположных кулис и поют канон «Со вьюном я хожу»

Ведущий 4. На Руси всегда с большим почтением и уважением относились к хлебу. Хлеб – всему голова. Будет много хлеба – будет достаток в доме. Очень важно было собрать хороший урожай. Хлеб в зерне или на корню называли жито. Его срезали серпами женщины – жнеи и пели жнивные песни.

«Ой, жали мы жито…»

Ведущий 5. А как заканчивалась работа в поле, начиналась она в доме. Надо было сберечь урожай и люди заготавливали впрок. Прок – это польза. Человек всегда старался жить с пользой для себя и близких. С конца сентября начинали заготавливать впрок капусту и обязательно водили особые хороводы – выбирали кочерыжку и «завивали капустку»

«Вью, вью я капусточку…»

Вью, вью я капусточку, да

Вью, вью я капусточку.

Завивайся, вилой кочешок (2 р.)

Вью, вью я капусточку, да

Вью, вью я капусточку.

Развивайся, вилой кочешок (2 р.)

(Все встают цепочкой, взявшись за руки. С краю – Кочерыжка. Она не двигается с места. Пока поют первую половину песни, вся цепочка-хоровод завивается вокруг кочерыжки. Когда получится плотный «кочешок», начинают петь вторую половину. В это время все приподнимают руки, Кочерыжка выбирается наружу и вытягивает за собой всю цепочку.)

Девушки цепочкой уходят за кулисы и возвращаются с рукоделием, садятся на скамейки, рукодельничают поют.

(На фоне песни «Уж ты, зимушка -зима»)

Ведущий 6. За окошком метель плетет свои кружева, а в избе рукодельницы.

Долгими зимними вечерами собиралась молодежь на посиделки, девушки пряли, вязали, вышивали и, конечно же, пели. В народе говорят: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу».

Стук в дверь.

Девушки. Кто там?

Входят парни.

Парни. Ехали к вам и лесищем, и полищем, и каменищем…

Девушки. Зачем же вы приехали – за куницами, за лисицами, аль за красными девицами?

Парни. За суженой-ряженой.

Девушки. Ваша сужена-ряжена в огороде привязана.

Парни. А вы пойдите, отвяжите, да нам покажите!

(В это время три девушки садятся на лавку или приседают на корточки, их накрывают платком, а из под платка каждая показывают одну руку. Незаметно под платком одевают на одну девушку бороду).

Девушки. Ну что ж, выбирайте, только смотрите, не прогадайте!

Парень выбирает девушку.

Девушки. Хороша Маша, да не ваша.

Парни. Ай да, красны девицы! Позабавили нас!

Девушки. А теперь вы нас позабавьте.

Песня-игра «Воробейко»

Ведущий 7. А если кто из девушек сговаривался пойти замуж, то веселые посиделки превращались в грустные девишники. На них девушки оплакивали свою подруженьку, ее прощание с батюшкой, с матушкой, да с родимой сторонушкой, и пели свадебные песни.

Девушки расплетают косу подружке и поют «Ты река ль моя, реченька».

(На фоне песни по очереди читают строчки стихотворения Г.Серебрякова.)

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

Песня «Ах вы сени, мои сени»

Ведущие (парни).

1-й. Не богат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная, за работой да хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге.

2-й. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше спускаются сумерки. И приходит пора девичьих посиделок.

Входят девушки с двух сторон, поют канон «Со вьюном я хожу», усаживаются на стулья, в руках у них рукоделие.

3-й. Девушки приносили на посиделки свое рукоделие – кто шил, кто вязал, кто пряжу прял. По сравнению с тяжелой работой в поле это не считалось большим трудом, а скорее отдыхом.

1-я девушка. Ох, хорошо, подруженьки! Наконец-то пора отдохнуть пришла!

2-я девушка. Да, а то летом ни одного денечка свободного. Батюшка сено косит, а ты сгребай, матушка серпом жнет, а ты снопы вяжи!

3-я девушка. Ну, теперь все вечера наши будут. Давайте, подружки, споем песню про пряху.

РНП «Пряха»

4-я девушка. Недолго пора листопада простоит. Скоро загудят-завоют метели, покроют землю чистым снегом.

5-я девушка. Первый снег обычно выпадает на день Покров – 14 октября. В народе говорят: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима.

6-я девушка. А еще на покров начинают играть свадьбы. Считается доброй приметой, если на Покров со своим женихом познакомишься или свадьбу сыграешь.

7-я девушка. Недаром есть поговорка про этот день: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком».

8-я девушка. А вы знаете, что есть такие приманки, которые помогают приманивать женихов?

Девушки (наперебой). Какие приманки, как приманивать? Расскажи.

8-я девушка. Ну вот, к примеру, приманка на месяц. В то время, когда начинает

нарождаться молодой месяц, надо встать лицом к месяцу и вертеться на пятке правой ноги, при этом приговаривая: «Месяц молодой, увивай около меня женихов, как я увиваюсь возле тебя».

9-я девушка. А когда землю покроет порошей, то можно использовать приманку на снег.

Надо выйти вечером на улицу, набрать в подол сарафана снега, и пока идешь до дома, приговаривать:

Полю-полю просо на девичью косу.

Где-ка мой женишок, взвой, собачка, голосок.

Откуда услышишь собачий лай, с той стороны и приедет жених.

10-я девушка. Ох, как хочется проверить, сейчас как раз месяц нарождается.

(выходит в центр, кружится на пятке, говорит слова, в это время парни подкрадываются к дому и на последних словах воют. Девушки оглядыватся с удивлением, а в дом входят парни, в руках у них капуста).

4-й парень. Здравствуйте, красны девицы! (кланяются в пояс).Что, испугались?

Девушки. Ах вы, подслушивали да подглядывали…

5-й парень. Да вот решили к вам на огонек заглянуть. Не прогоните?

11- девушка. (лукаво) Да зачем же прогонять коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли ?

6-й парень. И с добром, и с угощением. Сейчас ведь самое время заготавливать капусту на зиму, а заодно и вкусные пироги печь.

1-й парень. Недаром говорят: «Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой».

2-й парень. Молодежные вечера в эту пору назывались капустниками. На них обязательно

Водили особые хороводы – «завивали капусту».

Все встают цепочкой, взявшись за руки. С краю – Кочерыжка. Она не двигается с места. Пока поют первую половину песни, вся цепочка-хоровод завивается вокруг кочерыжки. Когда получится плотный «кочешок», начинают петь вторую половину. В это время все приподнимают руки, Кочерыжка выбирается наружу и вытягивает за собой всю цепочку.

Вью, вью я капусточку, да

Вью, вью я капусточку.

Завивайся, вилой кочешок (2 р.)

Вью, вью я капусточку, да

Вью, вью я капусточку.

Развивайся, вилой кочешок (2 р.)

12-я девушка. Спасибо, добры молодцы, потешили. Только работа не ждет, пора нам рукодельничать, а то матушка посмотрит, что мало сделано, да не пустит больше на посиделки.

3-й парень. Что ж, это дело нужное. Но мы к вам еще придем! (уходят)

13-я девушка. А что. Хорошие в нашей деревне парни. Красивые, веселые.

14-я девушка. Надо будет сегодня погадать на прутиках. Сплету из прутиков мостик, положу его под подушку и скажу: «Суженый, ряженый, переведи меня через мостик».

Может, кто из наших парней приснится.

15-я девушка. А я в субботу буду у крестной ночевать и перед сном загадаю: «Усну на новом месте, приснись жених невесте».

16-я девушка. А я знаю смешное гадание. Надо подойти к чужому дому и бросить в окно лаптем. Коли хозяева засмеются, то попадешь в веселую семью, а начнун ругаться – в сварливую.

1-я девушка. А можно постучать в окно деревянной ложкой. Если на стук отзовется мужской голос, то быть девушке в этом году замужем, а коли женский – придется еще годок подождать.

2-я девушка. Давайте поиграем в гадание по предметам, меня недавно бабушка научила.

Все Давайте. Научи нас, Марьюшка.

Марья (2 девушка) ставит на лавку три предмета – сумку, ведро и каравай хлеба.

Одной из девушек завязывают глаза, раскручивают ее и подводят к лавке. Если до до сумке дотронется — жить в бедности. До ведра – муж будет пьяница, а до хлеба – быть богатой.

3-я девушка. Засиделись мы, подруженьки. Давайте споем подблюдную песню. Есть блюдце? Кладите на него свои колечки.

Девушки кладут кольца на блюдо, накрывают его платком. 3 девушка стоит в ценре с блюдом, в конце каждой песни достает по одному кольцу.

Первая подблюдная.

Вырастали в саду цветики,

Среди цветиков пригожий мак.

Макова головушка, сердечная зазнобушка.

Кому песню поем, тому слава!

Чье кольцо? Муж красивый попадется.

Вторая подблюдная.

Посадила девушка горошину в горшок,

Вырос из горошины зеленый росток.

А созрел горох – собирай, кто не плох.

Кому песню поем, тому слава!

Чье кольцо? Детей много будет.

Третья подблюдная.

Из-за лесу, лесу темного,

Из-за садика зеленого

Выходила туча грозная,

Вела с собою гром и молнию.

Кому песню поем, тому слава!

Чье кольцо? Строгая свекровь будет.

Четвертая подблюдная.

Ходит котик по лавочке,

Водит кошечку за лапочку.

Он ей на ухо мурлыкает.

Кому песню поем, тому слава!

Чье кольцо? Муж крепко любить будет.

В дверь стучат.

Девушки. Кто там?

Входят парни.

Парни. Ехали мы к вам и лесищем, и пенищем, и полищем, и каменищем. И приехали в ваше царство.

Девушки. Зачем приехали: за куницами, за лисицами аль за красными девицами?

Парни. Хотим выбрать сужену-ряжену.

Девушки. Ваша сужена-ряжена в огороде привязана.

Парни. А вы пойдите,

отвяжите, да нам покажите.

Девушки. А вы отвернитесь.

Невесту с тремя подружками прячут под большим платком, из-под которого видны только руки. Жених должен угадать по руке, кто его невеста. Если он ошибается, девушки говорят: «Хороша Маша, да не ваша». Жених повторяет игру.

1-я девушка.А если кто из девушек сговаривался пойти замуж, то веселые посиделки превращались в грустные девишники. На них девушки оплакивали свою подруженьку, ее пощание с вольной жизнью у батюшки и матушки в родной семье да на родимой сторонушке.

(одна из девушек «невеста» усаживается в центре и закрывает лицо руками. Подружки садятся и закрымым ртом поют свадебную песню, по очереди выходят к невесте, при этом каждая поет свое причитание (причитать – говорить напевным голосом)на фоне пения. Исполнив свой стих, подружка надевает на шею невесты подарок – бусы. Две девушки при этом расплетают косу невесты, расчесывают ей волосы и заплетают две косы.)

1-я девушка

Донесите ножки резвые,

Домашите ручки белые.

Донесите грусть-тоску нашу

По любимой по подруженьке.

1-я девушка

Поднимитесь ветры буйные,

Отнесите тучи грозные

От подруженьки от Настеньки

На чужой да на сторонушке.

1-я девушка

Не плести те косу русую,

Не плясати хороводушек

Со подружками любимыми

На привольном зеленом лугу.

1-я девушка

Ах, настасьюшка, подруженька,

Ах, Петровна, ты сударыня,

Ты вернися во родимый дом

Ко родимой, родной матушке.

РНП «Ты река ль, моя реченька»

Начинаются осенние свадьбы. Какой красивый и добрый обряд! Он никого не оставит равнодушным. Вот и подошло к концу наше путешествие в Древнюю Русь с ее обрядами и праздниками. До новых встреч!

«Девичьи посиделки». Сценарий праздника-развлечения для детей подготовительной группы на материале русских народных песен.

Елена Анатольевна Рогова
«Девичьи посиделки». Сценарий праздника-развлечения для детей подготовительной группы на материале русских народных песен.

Пояснение: вечер проводился в Крещенские Святки.

Зал декорирован под русскую избу. Девочки в русских костюмах группами располагаются в разных частях «избы»: кто «качает малышей», кто «прядёт», кто «вяжет». Мальчики сидят на лавке. Музыкальный руководитель и воспитатель тоже одеты в русские костюмы.

Звучит фонограмма метели за окном.

Муз. руководитель:

Наша изба ровно тепла.

На дворе – метель,

А у нас тепель.

В старину холодными зимними вечерами собирались девушки на посиделки, занимались рукоделием, пели песни, водили хороводы, играли. Вот и у нас сегодня- девичьи посиделки. Споём-ка русскую песню о зиме!

Исполняется русская народная песня «Ох, ты, зимушка-зима».

Муз. руководитель:

После весёлых, задорных песен девушки переходили к задушевным разговорам, откровенничали, поведывали друг другу свои секреты. Сменялись и песни на более задумчивые. С душевной песней и работа лучше спорилась. Посмотрите на нашу красавицу- пряху! Какая она мастерица! Не зря говорят, какова пряха- такова на ней и рубаха! Споём песне про молодую пряху!

Муз. руководитель исполняет песню «Молодая пряха», во время пения расчёсывает девочке-пряхе волосы, заплетает в косу. Девочки подпевают. Песня исполняется без музыкального сопровождения.

Муз. руководитель

(обращаясь к пряхе): А не темно ли тебе, девица, прясть? Вон за окном совсем стемнело. Давайте-ка свечку зажжём…А раньше и свечей-то не было, жгли лучину. При её свете работали, про лучину и песни пели.

Муз. руководитель и воспитатель исполняют русскую песню «Лучина» на два голоса.

Воспитатель:

Ах, какая чудесная песня, так и переворачивает душу! Да и не мудрено, в ней ведь поётся про нашу женскую долю. Дай вам, бог, девицы, счастливой долюшки! А давайте-ка я вам погадаю! Какая судьба вас ждёт? На Крещенские святки всегда гадали. Помните стихи?

— Раз в Крещенский вечерок

Девушки гадали!

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали!

Проводится игра «Гадание». Девочки,не глядя, достают предметы из волшебного мешочка, а воспитатель даёт по ним «объяснение судьбы», девочки тоже высказывают предположения. Игра проходит шутливо, весело.

А женихи на посиделках приглядывались к девушкам, выбирали себе невесту. Вот и исполним-ка мы с вами песню про голубя, который выбирает себе голубку.

Исполняется русская песня «У голубя, у голубя». Мальчику надевают маску- шапочку Голубя, а девочке- Голубки. Песня инсценируется.

Воспитатель:

А не хотите ли вы повеселиться да поиграть на музыкальных инструментах? Самое время!

Дети разбирают деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубны. Исполняют в оркестре русскую народную мелодию «Светит месяц».

Эй, девчонки- хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Выходи скорее в круг,

Чтоб порадовать подруг!

Девочки исполняют народные частушки под русскую мелодию «Подгорка».

Воспитатель (указывая на одного из мальчиков):

Ох, Иван наш засиделся! Заскучал! Надо нам повеселить его. А ну, Иванушка, становись-ка в середину, а мы будем хоровод водить, тебя веселить!

Исполняется игра- хоровод «Где был, Иванушка?».

Ну, что ж, вот и петух полночь пропел. Пора и честь знать.

Красна сказка складом,

А песня- ладом!

Нашим песням- конец,

А кто слушал- молодец!

Спасибо вам, ребята, за веселье, за пение. Любите русскую песню. Она вам и в горе, и в радости поможет.

Дети под фонограмму русской мелодии выходят из зала, развлечение заканчивается.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *