Уныние как избавиться

Как не впасть в уныние? (+ ВИДЕО)

Мы вновь и вновь приходим на исповедь, но от грехов избавиться не можем? Как тут не впасть в уныние? На вопрос отвечает протоиерей Павел Великанов.

Место уныния среди остальных страстей исключительно. Потому что уныние – это единственно возможное состояние человека, когда его взор обращен исключительно внутрь себя, когда в человеке господствует «память о себе самом». Для того, чтобы человек перестал унывать, на самом деле достаточно сделать лишь небольшой разворот в градусах этого зрения и научиться смотреть не внутрь себя, а вовне: научиться заполнять жизнь не «памятью о себе», а «памятью о Боге и ближних». Но это сделать очень сложно, потому что внутри каждого из нас сидит мощнейший магнит под названием эгоизм, эгоцентризм, самолюбие, от которого мы никуда уйти не можем.

Мы чуть-чуть отворачиваемся в сторону – и нас сразу тянет обратно. Поэтому единственное, что может оказаться сильнее этого магнита – это Божественная благодать. Неудивительно, что мы входим в храм одними, а выходим из храма уже несколько другими, даже если наше участие в богослужении было более чем условным. Магнитное поле самолюбия, оказавшись в поле Божественной благодати, неизбежно ослабевает. Это действительно происходит почти на каком-то физическом уровне. Даже люди неверующие заходят в храм, постоят там несколько минут, выходят и говорят: «Ой, как хорошо, мне стало легче!»…

Поэтому главным способом борьбы с унынием во время периода Великого Поста, как мне представляется, является искусство находить радость в ужимании, утеснении самого себя, в том ограничении, которое сам человек на себя накладывает для того, чтобы узнать что-то большее. Я вспоминаю один из замечательных текстов Честертона, где он пишет, что если мы проанализируем сказки мира, мы увидим, что везде основной закон сказки – это закон «счастья под условием». Причем, как правило, эти условия совершенно безумные, совершенно иррациональные. С точки зрения человеческой логики их обосновать или хотя бы объяснить никак нельзя. Не заглядывай в этот сундук – и станешь счастливым. А как только заглянешь, все пойдет другим путем. Нельзя увидеть лица твоей невесты до тех пор, пока не произойдет какой-то ряд событий. Как только увидишь – все погибло. И так далее.

На самом деле, в народных сказках открывается очень глубокая богословская истина – то, что заповедь, данная Адаму в раю, не вкушать от древа познания добра и зла – это единственный инструмент, который может сделать человека во всей полноте счастливым. И как только мы убираем этот инструмент из человеческой жизни, предоставляем ему полную свободу делать все, что он хочет, ходить туда, куда он хочет, заниматься тем, чем он хочет, он тотчас же оказывается подвешенным в пустоте. А как только появляется какой-то жесткий конкретный запрет, смысл которого совершенно ему неясен, тотчас перед ним открывается интереснейшая перспектива. Отталкиваясь именно от этого запрета, он начинает формировать самого себя, и эта оглушаюшая пустота вседозволенности исчезает.

Именно с этим связана та жесткость предписаний Церкви по отношению к тем, кто соблюдает пост, чтобы не ограничиваться телесным воздержанием, изменением своего рациона питания или ограничением общения. Она предполагает, прежде всего, создание условий в определенном смысле невыносимых для данного человека. И чем человек активнее эти условия создает, тем больше шансов, что его предельное напряжение души, как результат этого стеснения, выстрелит наверх, как бы пробьется сквозь эту мощнейшую гравитацию самолюбия, гравитацию эгоизма и вылетит к Богу. Вот, собственно говоря, то, что должно произойти. Но неизбежно, пока будет происходить это сжатие, пока будет происходить нагнетание внутреннего давления, человеку будет очень несладко. Но он сознательно на это идет, он сознательно помещает себя в эти условия, понимая, что по-другому родить этот плод невозможно.

Здесь можно вспомнить про замечательный образ, который Спаситель приводит в Евангелии о женщине, которая терпит скорбь, когда рождает, но когда родит, уже не помнит этой скорби, потому что новый человек родился в мир. Примерно те же мысли должны сопровождать верующего человека во время Великого Поста. Он с самого начала должен согласиться с тем, что ему будет плохо. Ему будет ужасно плохо, ему будет невыносимо плохо, но сквозь это «плохо» он должен видеть конечную цель – ради чего все это предпринимается. И эта цель – не просто наконец-таки погрузиться в шум праздника и «разрешения на вся». Цель совершенно другая – прорваться сквозь самого себя наверх, к Богу.

И как только этот прорыв произойдёт, нам становится уже безразлично, продолжается пост, не продолжается, потому что Пасха в нашей душе уже началась. Это очень хорошо понимают православные христиане, когда заканчивается Великий Пост, когда, казалось бы, можно уже не налагать на себя никаких ограничений. Тут они вдруг начинают, как ни странно, с какой-то неясной тоской вспоминать про дни тяжелые Великого Поста, когда, казалось бы, все было так плохо, так тяжело, а на самом деле под этим слоем, под этой листвой наших немощей начинала колыхаться какая-то совершенно новая, невидимая и неведомая дотоле стихия.

Помните, как у Маленького принца, когда он говорит, что самого главного глазами не увидеть? Откуда этот замечательный образ пустыни? Почему в пустыне родники невидимы? Они скрываются под этой толщей знойного песка, но именно это тонкое колебание воздуха, которое почти незаметно, оно и дает ту самую радость обретения воды, которую простыми глазами не увидишь.
Человек, казалось бы, находится в крайне тяжелых условиях жизни, ему нельзя ни есть так, как он хочет, ни заниматься тем, чем он хочет и к чему давно привык, но под всем этим рождается новое измерение его жизни. По логике поста, это измерение и является самым главным плодом правильно проводимого поста. А это измерение и есть то самое, с чего мы и начали. Это осознание своего непотребства, своей неготовности, своей неспособности быть тем, кем ты должен быть. И по мере этого осознания вдруг приходит к человеку четкое понимание того, что всё лучшее, что есть в его жизни, что он все-таки может делать, происходит только тогда, когда рядом Христос. И вот такое, с одной стороны, крайнее умаление самого себя, с другой стороны, такое же неизбежное возвеличивание самого себя, когда ты трудишься не ради себя, а ради Бога – всё могу о укрепляющем меня Иисусе! – вот такое некое раздвоение, некое состояние внутренней напряженности, становится самым продуктивным и полезным для человека.

Если этого не происходит, тогда неизбежно всё заканчивается грубым, примитивным фарисейством – мы отпостились, сейчас как разговеемся, и сразу радость к нам придет. Разговелись, напились, наелись, а радости как нет, так и не было…
Записала Юлия Маковейчук

Пусть враг от нас унывает

И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое — это из 142-го Давидова Псалма; а сложен он был Царем и Псалмопевцем, как сообщает нам Псалтирь — в страшные для него дни, когда сын его Авессалом восстал на отца и преследовал его, желая убить. Мы слышим этот Псалом за каждым Всенощным Бдением и неплохо, наверное, понимаем, что такое — уныл дух. Ведь слово «уныние» понятно любому, даже и далекому от веры человеку. Уныние — это когда человек пал духом и не находит в себе сил бороться за себя и свою жизнь. Отказывается верить в лучшее и добиваться его для себя. Но если для более или менее здорового и оптимистичного безрелигиозного сознания уныние — это неверная и болезненная психологическая установка, то верующий видит в этом состоянии прежде всего грех, т.е. преступление перед Богом.

В чем же оно, это преступление? Почему святые отцы считали уныние одной из самых страшных душепагубных страстей? Отчего человек может впасть в уныние? Какова его связь с другими грехами? Уныние и депрессия — синонимы или все же нет? И, наконец, главное: как научиться бороться с унынием? Об этом — размышления главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

Прежде, чем отвечать на все эти вопросы, нужно различить — уныние как искушение, с которым борется человек, и уныние, в которое человек уже впал. Часто бывает так: приходит на исповедь совершенно погасший человек, в котором нет уже жизни духа… и говорит о каких-то других своих грехах, но не об унынии. Понимаешь, в каком состоянии этот человек находится, пытаешься его растолкать, растормошить, а он смотрит на тебя глазами тяжелобольного… и ничего не понимает. Но бывает и иначе. Человек говорит: «Я унываю», а ты на него смотришь и не веришь ему. «Унываете?!»— «Да. Борюсь, конечно, но все-таки унываю». На самом деле человек, который борется,— не унывает. Это враг унывает от него.

Уныние ведь может наступать от самых разных причин. Когда человек заболевает, страдает физически, душа его тоже страдает от этого, угнетается. Но человек может преодолеть это состояние — благодаря своему мужеству, терпению, надежде на Бога — а может в это состояние впасть и в нем пребывать. Что же с ним в этом случае происходит?

Уныние как греховное состояние характеризуется полным расслаблением и нежеланием, неготовностью что-то в себе изменить. Меж тем верующий знает: мы призваны вести непрестанную борьбу. Против своего ветхого человека, против искушений мира сего, против дьявола. Как только мы эту борьбу вести перестаем — мы в ней проигрываем. Либо бороться, либо проигрывать, третьего не дано. Человеку хочется от этой борьбы отдохнуть. Но злой дух — он не нуждается в отдыхе. Как говорил один старец, враг борется с нами неотдышно. А человек в состоянии уныния опускает руки. Он или совсем перестает молиться и ходить в храм, или — по инерции продолжает молиться, но с мыслью, что его молитва ничего не изменит. Продолжает ходить на службу, исповедуется, причащается, но — только потому, что так положено. Происходит угасание духа — духа христианской жизни и просто духа человеческого.

Уныние — грех и причина многих других грехов. Грех — потому что оно, по сути, дело неверия. Если человек верит, что есть Господь, если человек знает, что Господь печется о нем денно и нощно, и печется именно потому, что его любит,— как он может сознательно предаваться такому состоянию, которое возможно только в одиночестве и отверженности? Вот почему преподобный Иоанн Лествичник называет унывающего «клеветником на Бога, будто бы он немилосерд и нечеловеколюбив». На самом деле ведь нет никого, кого бы оставил Господь; Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) — это не только апостолам было сказано, это было сказано всем нам. Доверие к Богу не оставляет места унынию; когда мы унываем, мы как бы «выталкиваем» Бога из своей жизни, мы, по выражению Иоанна Златоуста, не пускаем Его дальше передней. Это и грех, и беда, это состояние страшное — безблагодатное. Изгоняя Творца, мы приглашаем в свою душу другого — того, кому нужно проникнуть в душу, чтобы разрушить дело ее спасения.

Почему уныние — причина прочих грехов? Потому что человек, который перестал бороться, это крепость, которая открыла свои ворота перед врагом. Человек, который перестал бороться, очень быстро впадает в тот или иной грех, а затем и во второй, и в третий, и в четвертый. Вот почему уныние нельзя изолировать от прочих грехов.

* * *

Уныние — страсть настолько многоликая и многогранная, что трудно выделить какое-то одно направление: чем оно порождается и что порождает. Иоанн Лествичник называет уныние исчадием «родительниц многих», среди которых — бесчувствие души, забвение небесных благ (неблагодарность), «а иногда и чрезмерность трудов». Что значит — чрезмерность? Бывает так, что человек переживает какой-то крах в своей духовной жизни — именно потому, что надеялся на себя, на собственные силы, и ему вдруг открылась та истина, что спастись собственными силами невозможно. А как спастись с Божией помощью, как смириться и возложить надежду на Бога — он не знает. И от этого впадает в уныние. Но бывает и так, что Господь Сам отходит от человека — чтоб этот человек увидел, понял, что без Бога он ничто. В этих случаях уныние — лекарство от гордости. Человек, который увидит свою немощь, поймет, что без Бога он ничто,— быстро из этого состояния выйдет. А другой, тот, который не захочет это понять, будет барахтаться и кричать: «Да что же это такое, да как же?..» По сути — это ситуация толстовского отца Сергия; показательно, что отрекшийся от Церкви писатель воспринимал состояние своего героя как истинное, а не как ложное и пагубное.

Уныние неразрывно связано с ленью — недаром соответствующая глава «Лествицы» названа «Об унынии и лености». Ленивый человек унывает, а унылый ленится. Первый бес, который приходит к нам, проснувшимся от будильника,— это именно бес уныния и лености. Лень вставать, лень молиться, охватывает жалость к себе… а тут набегают и другие бесы. Не случайно в молитвах утреннего правила есть слова, направленные именно против уныния и лени: «Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняюще» — это из молитвы Василия Великого к Богоматери. «…ум наш от тяжкого сна лености восстави» — его же молитва к Творцу. Эти молитвы, по сути, радостные благодарственные гимны, они призваны пробудить наши души от уныния и лени.

Но бывает и иначе: уныние как дьявольское искушение может постигать человека не потому, что он ленится, а напротив, потому что он ревностно подвизается — об этом также говорили святые отцы. Человек борется с врагом, и враг, не находя иных средств, выдвигает против него эту тяжелую артиллерию. Вот такому человеку можно адресовать совет аввы Исаака Сириянина «…облеки голову своею мантиею и спи, доколе не пройдет для тебя этот час омрачения». Такому человеку отдых поможет, а тому, кто живет прохладно,— только повредит.

* * *

Святые отцы видели спасение от уныния в чередовании рукоделия и молитвы. Но нас могут удивить слова Лествичника о том, что уныние «…подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных… скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушествующих». Когда человек впадает в уныние, он обращает добрые дела против самого себя, потому что предпочитает внешнюю деятельность внутренней. Он обманывает себя, полагая, что именно таким образом справится с унынием. Враг хитер; самое опасное для него — это наша молитва, и он отвлекает человека от молитвы «полезными делами». Подчас он даже начинает помогать человеку в этих делах и утешать его за них. Крайнее выражение такого «деятельного» уныния в нашей сегодняшней жизни — пресловутый трудоголизм; человек панически боится отдыха, свободного времени, потому что свободное время поставит его лицом к лицу с его собственной душой и заставит задуматься о ее состоянии.

Доброе, полезное дело должно присутствовать в нашей жизни, но враг хочет, чтобы мы при этом деле и остались, а мы должны вытащить себя из этого состояния. В наших силах обмануть свое уныние, обмануть врага; если долгая молитва пугает нас и нам хочется убежать от нее в нашу деятельность, мы можем чуть-чуть помолиться, прочитать краткую молитву, потом что-то поделать, потом помолиться еще чуть-чуть, и еще. Таким образом, мы не будем предаваться самообману, а реально спасем себя от уныния.

* * *

Как же увидеть в себе этот грех — грех уныния, как он «выглядит» в нас? В нашей жизни всегда присутствует то, что нас ранит, огорчает, подавляет, пугает. В нашей жизни присутствуют трагедии, страшные потери, катастрофы. Мы с неизбежностью страдаем от всего этого. Но, помните, апостол Павел говорил: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Для верующего характерно со своим чувством печали, скорби обращаться к Богу, именно на Него уповать, именно у Него искать помощи. Если же человек безутешен и на утешение Божие не надеется, это означает, что он впал в уныние. Образно выражаясь, его поплавок ушел под воду. Пока поплавок на поверхности — уныния нет. Уныние, как уже сказано, состояние безблагодатное: когда человек находится в благодати, он знает, что молитва будет его радовать и утешать.

Кто-то скажет: хорошо, если речь идет лишь о преходящих неудачах, неприятностях, обидах и т.д. Но как не пасть духом от страшной трагедии, от страдания невыносимого? Как не пасть духом матери, у которой погибает ребенок, или человеку, которого ложно обвинили в жестоком убийстве и посадили в тюрьму на двадцать лет?

Очень трудно говорить обо всех этих случаях разом — они различны, и различны люди, которые в этих ситуациях оказались. Но, с одной стороны — Бог не по силам креста не дает, а с другой — человек часто сам, того не осознавая, приуготовляет себе свои испытания. Страшна участь человека, которого безвинно осудили и посадили в тюрьму; но, если мы посмотрим на его жизнь, не исключено, что мы увидим такую цепочку случаев, приведших его к этой, крайней трагической ситуации. Не исключено, что Господь много раз стучался в его сердце, пытался войти, а человек не впускал Господа… пока не оказался в этой беде. Вы знаете, сколько в Церкви людей, которых не страх перед возможной бедой, а именно беда, потеря, тяжелая болезнь, увечье заставили внутренне измениться и задуматься? Беда показывает человеку его немощь, ограниченность его возможностей, и его мысль начинает работать в другом направлении. И эти люди — потерявшие близких, больные, инвалиды — не впадают в уныние. Это несломленные люди, они находят в себе силы благодарить Бога за то, что Он хотя бы вот таким крайним способом, но обратил их к Себе. Так, как Господь открывается человеку в скорби, Он не открывается ему никогда и нигде. Лучшее место встречи Бога и человека — это крест; нет другого места, где можно было бы так близко оказаться к Богу. Господь встречает нас и на других путях нашей жизни, но расстояние между Ним и нами при этом другое.

Нас может успокаивать то, что мы благодарны Богу за блага, которые Он нам дал: близких, семью, дом, достаток, словом, то, что мы привыкли определять как благополучие. Но любовь к Богу должна быть бескорыстна, Господь попустил сатане мучить Иова для того, чтобы его любовь, его верность, величие его души стали очевидны. Всегда ведь есть какой-то риск: то, за что мы благодарим Господа, может в той или иной степени вытеснить из нашего сердца Его Самого. Поэтому нам необходимо время от времени проходить такое очищение от того, что позволяет нам успокоиться и жить — на самом деле без Бога. Когда человек всего лишается, в его жизни остается только Господь. Если мы находим в себе силы не роптать на Него, Он Сам восполняет для нас все то, чего «лишил». Ведь на самом деле даже самый близкий человек не может нам заменить Бога. Мы часто ждем от людей того, что можно только от Творца ждать — например, подлинного понимания — это одна из наших ошибок. Почему святые отцы уходили в затвор, в пустыню? Потому что людей не любили? Если бы они не любили людей, они не были бы святыми. Они уходили потому, что понимали: любое человеческое утешение отнимает у них утешение Божественное.

* * *

За примером того, как человек в тяжелейших жизненных обстоятельствах не падает духом, не надо подчас далеко ходить. Не так давно один наш прихожанин навещал в больнице мальчика, которому пытается помогать. Этот мальчик, во-первых, слепой, во-вторых, сирота, в-третьих, еще чем-то серьезно болен: в больнице ему делали операцию. И вот, он лежит на койке и, улыбаясь, говорит: ничего, я уже выходил на улицу, меня довели до магазина, я купил бутылку шампанского врачу, который меня оперировал, и по шоколадке медсестрам. Ему четырнадцать лет, и он очень доволен тем, что может, как это принято, отблагодарить. На этом примере мы видим качества, позволяющие человеку не впасть в уныние: мальчик, во-первых, благодарен, он умеет ценить то, что для него сделали; а это означает еще и то, что он добр. Во-вторых, он самостоятелен и ответственен, он сам разрешает свою ситуацию, не ждет, когда кто-то за него купит эти шоколадки медсестрам. Но от чего еще это зависит — впадет страждущий человек в уныние или не впадет?

Это зависит от внутреннего выбора. Дорога жизни ведь складывается из маленьких шагов — туда или сюда, вперед или назад. Не надо думать, что действует какая-то предрасположенность. Любой человек от природы слаб, труслив и, главное, грешен. Но один человек идет по пути преодоления, другой — по пути культивирования собственной слабости. В уныние с большой вероятностью не впадет тот, кто не гордится, не тщеславится, не осуждает, не обижается. Который ходит в храм, молится, вникает в свое сердце, исповедуется в своих грехах, причащается Святых Христовых Таин. Такому человеку хорошо, и уныние не войдет в его сердце. А тот, кто постоянно грешит — тот оттого и унывает, что грешит, и грешит оттого, что унывает, это замкнутый круг. Такому человеку даже тяжелее, чем неверующему, потому что у неверующего — своя логика в жизни, для него Бога просто нет. А для человека верующего, но при этом грешащего, Бог есть, но живет он так, будто нет Бога, и от разлада меж собственным убеждением и реальной жизнью он впадает в уныние.

Совершенно верно, что мы все, так или иначе, грешим. И святые грешили, они сами нам говорят об этом. Но кто из нас сделал все, чтобы перебороть свой грех, а кто — далеко не все? Это знает только Господь и наше сердце. Если человек трудился, боролся, но все-таки пал — он пал не от лености и нерадения, а от того, что выбился из сил. Такой человек не впадет в уныние, потому что его сердце, его совесть его успокоит: ты сделал все что мог. Уныние же очень часто — следствие того, что мы сами себя обманываем, мы не делаем всего, что можем, всего, что должны.

* * *

Создается впечатление, что уныние сегодня владеет миром. В современном мире слишком много такого, что расслабляет человека, делает его рабом комфорта. Мы слишком многое получаем, просто нажав кнопку на пульте. Считается, что это должно свести к минимуму трудозатраты человека, высвободить его силы для чего-то другого. Но на деле это приводит к тому, что воля наша ослабевает, человек превращается в дряблое, безвольное существо и, как только ему встречается какое-то испытание — такое, что нажатием кнопки его не уберешь,— человек впадает в уныние.

Унылому человеку современный мир предлагает индустрию развлечений и удовольствий. Она, призванная избавить человека от тоски, хандры, скуки (производных уныния), на деле загоняет его в тупик. Предаваясь развлечениям, человек на какое-то время забывает обо всем. В том числе и о Боге. Но жизнь в развлечениях — это не реальная жизнь, она не может продолжаться вечно; в один прекрасный день человек приходит в себя, возвращается в настоящую жизнь… и ощущает страшную душевную пустоту. И понимает, что «оторваться» на самом деле не удалось. И тогда приходится дозу увеличивать. Вот так спиваются, так становятся наркоманами, в лучшем случае — футбольными фанатами. Или впадают в депрессию и дальше живут на лекарствах.

Многим кажется, что между депрессией и унынием можно поставить знак равенства. В известной степени это так и есть. Причины, которые ввергают человека в депрессию, аналогичны тем, которые ввергают его в уныние. И не только неверующий, но и верующий человек может впасть в это состояние, потому что вера — понятие широкое; если есть только внешнее поведение, но нет веры живой, человек живет, как неверующий. И вполне может впасть в такое состояние, что его врачам приходится как-то медикаментозно из этого состояния выводить, и только потом ему можно оказать какую-то духовную помощь. Но бывает и наоборот: что человека пытаются лечить медикаментами, а ему необходима помощь духовная. Наконец, бывает и так, что человек в чисто клиническом смысле страдает депрессией, но не унывает от нее, как не унывал бы и от иной телесной немощи. Потому что духовное состояние человека не всегда зависит от клинической картины.

* * *

Мы все действительно грешим и повторяем одни и те же грехи сотни раз. Каемся в них и вновь совершаем. И для многих это становится поводом к унынию: я миллион раз осуждал, неужели я в миллион первый раз не осужу? Что пользы в моем раскаянии, в моей исповеди?

Следует вспомнить слова Иоанна Златоуста: «Праведник ты? Не падай. Грешник ты? Не отчаивайся. Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся». Человеку, который падает, необходимо раз за разом вставать, и тогда Бог почтит его постоянство в раскаянии и даст ему силы победить. Мы зачастую видим, что не можем с каким-то грехом своим справиться. Это может быть по многим причинам. Если мы достаточно ревностны, мы постараемся в этих причинах разобраться. Возможно, мы увидим то, что напрямую не связано с этим грехом, но все-таки этот грех питает. И вот, мы это отсекли, убрали, но мы все-таки продолжаем падать. Мы и ревностны, и осторожны, но мы все-таки падаем, почему? Остается одна причина — гордость. Мы смиряемся, мы признаем свое бессилие… и видим, что победили. У нас на это уходят годы! Но эти годы венчаются успехом — у того, кто борется. У того, кто, по слову преподобного Исаака, потерпев кораблекрушение, ищет другой корабль.

Самая страшная вещь в жизни — это жалеть себя самого. Это связано с унынием совершенно непосредственно. «То, что происходит со мной, так несправедливо!» — это та самая клевета на Бога, о которой писал Иоанн, игумен Синайской горы; это адские муки пушкинского Сальери: «…нет правды на земле, но правды нет и выше; для меня так это ясно — как простая гамма». Вместо этого скажи, как благоразумный разбойник: достойное по делам моим принимаю (см.: .Лк. 23, 41). И живи в уверенности, что еще худшего заслуживаешь. Более того! То, что ты это, достойное по делам твоим принимаешь — залог того, что Господь к тебе милостив. Потому что только этим ты можешь спастись. Когда человек борим несчастьями, он может рассматривать их как ущерб, а может — как приобретение. У тебя что-то украли? Скажи: Господь взял от меня милостыню. Такая милостыня — когда человек не сокрушается о своей потере — считается самой действенной.

* * *

Унынию противостоят вера и упование. Неверующий человек подобен выброшенному в космос, в бесконечное пространство со всеми этими миллионами световых лет и скоплениями безжизненных галактик. Но на самом деле во Вселенной нет такого места, где не было бы Бога, Того, к Кому царь Давид из бездны своей скорби простирал руки. Унынию подвержен человек, который живет только в этом, земном времени и пространстве, только в этой плоскости. Но если человек находит в себе силы ко всему в своей жизни относиться духовно — он может выгнать уныние из своей жизни далеко-далеко.

Статистика показывает, что зимой человек чаще всего впадает в уныние, апатию и депрессию. Теряет радость в жизни, думает о плохом. Как избавиться от уныния и легко перейти от зимы к весне?

Известно, что всему свое время. Так есть время очищаться, а есть время наполняться. Осень и зима — это время очищения. А весна и лето — время наполнения.

Именно поэтому зимой зачастую тоскливо и хочется солнца, а весной и летом нам так легко и радостно жить.

Зима — это период, когда властвует богиня Мара, которая посылает нам множество душевных испытаний, духовных и физических. Достойно пройдя все испытания зимней богини, человек очищается.

По теме: Время очищения.

Очищаться и обновляться — это как снять старую кожу. Помните, в сказках об этом говорилось? Сначала надо пройти через определенные препятствия, действия необходимые совершить, а потом уж будешь счастливым.

И Иван-Царевич свои испытания проходил, чтоб любимую свою найти, и Царевна-Лягушка пекла, шила да плясала, чтоб счастье свое женское обрести.

Поэтому, если человек вовремя с осени не начал очищение, тогда зимой “болезнь”, то есть хандра его уж точно с головой накроет.

Если человек хорошо поработал душевно, все западки да обиды отпустил, задачи и цели свои на будущий год простроил, тогда в его жизни наступает весеннее обновление и радость пребывает в его душе.

Кто виноват, или что делать?

Хорошо тем, скажете вы, дорогие читатели, кто знает законы природы, да еще и по этим законам живет. Мол, зимой очищаться…

А если уж прихватило? Если стрекоза все лето красное пропела, а тут уж и зима пришла? Если уж напала такая тоска неземная, что и делать ничего не хочется, и свет добрый не мил, дела не в радость, и желания напрочь куда-то все разом исчезли! Что делать в таком случае?

Ответ прост на самом деле. Можно, конечно, закрыться в четырех стенах, рыдать как Царевна-Несмеяна, бездействовать, жалеть себя, и медленно, но уверенно, я бы сказала, улиточными шагами двигаться к завершению столь не радостной и несчастной жизни.

А потом переродиться и… эгегей! Наша песня хороша, начинай сначала!

И, как вы, дорогие читатели, уже поняли, снова весело шагать тот же жизненный путь с непройденными, а зачастую и усугубленными задачами из прошлой жизни, и все это весело, ну или снова невесело, распутывать.

И есть другой вариант. Просто понять, что никуда от своих жизненных программ не деться. Решать задачи свои все равно придется. Не в этой жизни, так в следующих. Поэтому лучше все быстренько разрулить, говоря молодежным языком, перестать хандрить и продолжать жить в добром здравии и отличном расположении духа.

Шутки шутками. Но на самом деле, когда у человека наступает уныние, когда постоянно хочется плакать и душа разрывается от боли и страданий, когда все нутро кричит “я так больше не могу”, у человека, действительно, остается очень мало сил, чтоб самостоятельно справиться.

В такие моменты важно и жизненно необходимо рассказать своим родным и близким о том, ЧТО вы чувствуете, О ЧЕМ думаете. И просить их о помощи.

Если же вы все же видите впереди себя маленькую, хоть даже совершенно малюсенькую соломинку, за которую можете ухватиться и исцелиться от уныния и депрессии, тогда соберите всю волю в кулак и… решительно хватайтесь!

Как избавиться от уныния. 11 способов пробуждения

Прежде чем перечислить список спасительных “соломинок” для избавления от уныния, хочу сказать следующее.

Все действия, которые далее будут рекомендованы, можно использовать выборочно или поочередно.

Однако, более эффективно будет к одному совершенному действию постепенно добавлять следующее, и затем следующее. Пока вы самостоятельно не начнете придумывать для себя СВОИ способы избавления от уныния.

Интересное: Как принять себя и полюбить. Узнай, что мешает принятию

Также будет важным отметить, депрессия, апатия, уныние, тоска, нежелание что-либо делать, нежелание жить — все это признаки духовной болезни.

Это верный знак того, что у вас не простроены жизненные цели, вы не знаете куда двигаться дальше. Жизнь “как в тумане”. Или же вы живете не свою жизнь, не свои цели достигаете, а навязанные вам, не свои желания хотите.

Ну а поскольку человек — это дух, душа и тело, то и работу необходимо проводить на этих трех уровнях.

Телесная помощь

1. Ограничьте общение с людьми, тянущими из вас силы

Находясь в унынии, человек, как правило, сам не обладает достаточным количеством жизненных сил. Если же вас окружают люди, которые тянут из вас жизненные силы, энергию, вампирят, тогда вернуться к радостной жизни будет еще сложнее.

По теме: Упадок сил. Куда уходят силы и энергия.

Старайтесь общаться только с приятными вам людьми. Разговаривайте только с людьми, позитивно настроенными, оптимистами и теми, кто по-настоящему вас любит и желает вам добра.

Не распыляйтесь, даже если этика подразумевает быть тактичными и поддерживать разговор. Вежливо просите прощения и смело прерывайте бесполезный для вас диалог, отказывайтесь от опустошающих вас встреч.

2. Пейте живую воду

Помните, как в сказке? Есть вода мертвая, которая снимает плохое, а есть вода живая, которая наполняет.

Именно живая вода показана при удручающем душевном состоянии. Да и вообще при плохом самочувствии.

Воду нужно пить очищенную, не водопроводную. Можно талую воду делать, можно настаивать с помощью камней, угля, серебра, можно при свете солнца дать настояться и договориться с водой, что она на исцеление будет работать и на наполнение жизненной силой.

Вода — отличный проводник. Какую информацию вы в нее вложите, тем и наполнитесь при ее употреблении.

3. Сходите на массаж или ладки

При депрессивном состоянии, нашему телу хочется больше ласки и заботы. Помните, как в детстве? Упал, коленку ушиб — и сразу к маме. Мама приласкает, приголубит, тут, гляди и все прошло уже, не болит коленка.

Детство прошло, а рефлекс остался. Больно? Ищите того, кто по головке бережно и заботливо погладит. И еще и сами себя уважьте таким же образом.

Сходите на массаж или на ладки! Там мастер вас чудесным образом погладит, помнёт всяческим образом, а может и побьет, любя. Тело получит свою долю тактильных ощущений и душа успокоится, умиротворится.

4. Идите в баню

Более “экстремальный” способ вытрясти из себя “Царевну-Несмеяну” — это сходить в баню. Замечательно помогает парение до седьмого пота.

Попросите близкого побить вас веником с вставленными в него бесогонными травами, такими как полынь, зверобой. Можно использовать туевый или можжевеловый веничек. И запах отличный, и покалывания в теле от иголочек кровь разгоняют, да тоску.

Натритесь солью, измажьтесь медом, ублажите себя ароматными маслами. И будет вам счастье.

5. Займитесь спортом


Даже если у вас совсем нет сил, буквально заставьте себя сделать какое-либо упражнение. Присядьте хоть по 5 раз, сделайте по 7 наклонов, постойте в планке 20 секунд, качните пресс хоть 3 раза. Это утрированный минимум. Надеюсь, вы знаете свою норму.

Отличным будет работа в спортивной группе. Известно, что в зале отдача спорту гораздо больше, чем дома. Там есть четкое время занятия, да и мозг понимает, что в зал ходят не для того, чтоб посидеть на лавке, а чтоб заниматься.

Если же вы привыкли работать дома, знаете определенные гимнастики, делайте их, хоть через “немогу”.

Привыкли бегать — бегайте, не можете бегать — ходите, не можете идти — ползите, ползти сил нет — лягте и лежите в нужном к радости направлении. Шучу, шучу… В общем, вы поняли.

Душевная помощь

1. Просите помощи и молитесь

Каждый человек верит в то, что у него есть кто-то “духовный”, кто помогает ему по жизни. Ангел-хранитель, боги или богини, святые, тотемные животные, предок-покровитель или сам Создатель. Даже атеист, если не верит в Бога, то существование Кого он отрицает?

В трудную минуту именно наши незримые помощники приходят к нам на помощь.

Попадая в трудную ситуацию, чувствуя, что сил справиться самостоятельно недостаточно, человек чаще всего просит о помощи своего помощника. И это дает душевный покой.

Читайте молитвы, которые вам по душе. Обращайтесь к своему святому. Говорите с Богом, как с Отцом вашим. Просите помощи и подсказок.

Наши просьбы никогда не остаются без ответа. Помощь приходит, силы возрастают, каким-либо чудесным образом грусть-тоска отступает.

Ваши обращения непременно будут услышаны.

2. Читайте интересные художественные книги

Чужие истории всегда увлекают. А если это еще и хорошо написанная художественная книга — тогда это просто пилюля от стресса и уныния.

Книги по самоанализу наподобие трудов Зигмунда Фрейда в данный период не очень подойдут. (Заметьте, лично против этого господина я ничего не имею). Хватает вам и своих тараканов, есть собственные западки, которые надо анализировать и отпускать.

А вот, например, истории успеха великих людей очень даже могут вдохновить.

То же можно сказать и о хороших добрых фильмах и музыкальных композициях.

Уверена, вам попадется именно та книга или тот фильм, который будет жизненно-важным на пути к вашему спасению от тоски. Главное помнить: фильтруйте информацию. Берегите вашу и так грустную душеньку.

3. Очищайтесь от обид и страхов

Чаще всего, находясь в унынии, человек начинает себя жалеть и плакать, мол “он/она меня не любит”, “ах я бедный несчастный”, “никому я не нужна”, “жизнь-боль” ну и так далее. Всплывают множество обид и претензий на близких и родных людей, а также и на себя.

В нашей школе очень популярны методы кресения. На многих курсах мы даем эти техники для проработки обид и страхов, претензий и негативных воспоминаний.

Вы можете выписывать негативные чувства на бумагу и потом сжигать все написанное, выговаривать боль и обиды на бегущую воду, например, открыв кран, а еще лучше в унитаз, после этого спустив воду, или на огонь, оставляя затем свечу догореть до конца.

Работайте с прощением через “Молитву преображения” В. Синельникова, слушайте мантры Deva Premal, медитируйте. В общем, делайте все, чтобы только простить себя и близких. Трудитесь над этим.

Духовная помощь

1. Изучайте себя заново

В состоянии апатии человек теряет желания, ничего не хочет, ничего его не радует. Привычные вещи становятся “приторными”, а фантазия на новые желания наглым образом спит.

Что ж. Самое время начать создавать желания заново.

Помните фильм “Сбежавшая невеста”? Там есть один момент, когда Джулия Робертс приготовила себе яйца в разном виде, чтоб решить, как нравиться их есть именно ей.

А до этого, каждый раз выходя замуж, данная невеста решала, что любит глазунью или яйцо всмятку (или еще как-то там, неважно), потому что так любит есть яйца ее муж. Она просто брала желание мужчины и “надевала” его на себя, тем самым, не изучив “а как нравиться есть яйца именно мне”. В итоге кризис…

Так вот, о чем это я… Если у вас пропали все желания, вы не знаете, что вам нравиться, что доставляет радость, тогда просто берите и все заново пробуйте и изучайте, ЧТО нравится именно вам.

Люблю ли я рисовать?
Не знаю. Пойду порисую…
О, да. Пожалуй, это меня радует!

И так со всеми делами. Изучайте, будто вы заново родились, что же вам будет интересно, станьте маленьким ребенком, который везде хочет засунуть пальчики и все попробовать на вкус.

Главная задача — “обхитрить” мозг и заставить его хотеть. И не просто хотеть, а хотеть пробовать еще и еще. И хотеть жить!

2. Найдите свои цели

Также отсутствие желаний подразумевает, что у вас нет и своих планов на будущее и целей. Поэтому берите кипу чистых листов или новую тетрадку и садитесь писать, отвечая на вопрос “чего я хочу достигнуть”, “каковы мои цели на полгода/ будущий год/ пять лет”, “каковы мои цели на жизнь”.

Можете все это составить в виде списка. Так даже лучше будет. Потом просто проставите цифры в порядке важности целей и таким образом сможете выбрать приоритетную или даже, если хорошенько потрудитесь, цель жизни.

Ну и исходя из найденных вами у вас же целей, уже прострайваете планы. На месяц, полгода/ год, пять лет, жизнь.

Удачи.

3. Найдите смысл жить

Если вы хорошенечко потрудились над пунктом один и два, тогда самое время поискать и смысл вашей жизни.

Это тот самый случай, когда все хотят следовать своему предназначению, ищут его всякими способами.

Также, как у каждого предмета есть задача, предназначение, смысл, человеку Бог приурочил предназначение. И у каждого оно своё.

Дух — это связующее нас с Богом звено. Это ось, которая помогает нам помнить, для чего мы рождены, какую глобальную задачу должны осуществить. Зная и понимая свое предназначение, человек понимает смысл жизни. И наоборот, зная для чего он живёт, можно понять своё предназначение.

Для размышления: Почему с возрастом теряется интерес к жизни и как его вернуть. Узнай!

Выделите себе время для того, чтобы поразмышлять: каков мой смысл жизни, для чего я живу, в чем, по-моему, мнению мое предназначение.

Если хотите, можете воспользоваться помощью родных, поспрашивайте их о ваших талантах и умениях. В них и будет крыться отгадка, для чего вы родились и какими инструментами для осуществления вашего предназначения обладаете.

Ищите причины, ради чего вы живете. Ищите и обрящите.

Да пребудет с вами сила в этом занятии. И вообще.

Подытожим

Итак, дорогие читатели.

Как вы видите, существует достаточно способов избавиться от уныния. По правде сказать, самое трудно в этой работе — это заставить себя преодолеть «немощность» и бессилие и что-либо сделать. Но всё возможно.

Самое важное, если вы почувствовали, что впадаете в уныние, не стоит поддаваться этому чувству. Гоните его прочь, пока не поздно.

Выбраться из глубокого рва сложнее, чем выйти из маленькой ямки или, шагая и зацепившись за кочку, удержаться на ходу.

Придумывайте свои способы избавления от уныния, апатии и депрессии. Кстати, можно присваивать себе награды за проделанную работу, призы выдавать. Об этом уж договаривайтесь с вашей фантазией.

Помните, если в вас есть хоть один луч надежды, что все будет хорошо, если вы обладаете хоть каплей желания улыбаться и снова чувствовать счастье в груди, если ваша душа хоть на секундочку рада свету дня или доброму слову — значит не все еще потеряно!

Крепче и уверенней цепляйтесь за ту соломинку, которую вам подсовывает жизнь. Хватайтесь и держитесь.

Глядишь, соломинка чудесным образом превратится в прочную палочку, палочка затем в крепкий шест, а потом вы и вовсе выберетесь из болота на берег и радостно побежите по просторам жизни.

Тогда наступит долгожданное весеннее обновление!

Каждый день уверенными шагами идите к своей радости, преодолевайте грусть-тоску, совершайте самые невероятные для вас действия — главное, чтоб вы снова почувствовали себя счастливым человеком, который хочет жить творить и радоваться жизни!

С любовью к вам, дорогие читатели!

П.С. Скачай практические способы восстановления сил.
  • Что стоит за понятием жизненная «сила». Какими бывают силы в человеке, и как они движутся.
  • 10 самых распространённых действий, которые приводят к упадку сил.
  • Энергетическое строение человека и течение жизненных сил с точки зрения русской традиции.
  • Как дом, как место для жизни, влияет на самочувствие и течение сил.
  • Способы восстановления физических и душевных сил.

Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *